Евразийский
научный
журнал

Виды и формы экстремизма

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тайсумова Хава Сайдеминовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 5971
Показать PDF версию Виды и формы экстремизма

Тайсумова Хава Сайдеминовна
студентка 2 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

После определения сущности экстремизма считаем целесообразным уделить некоторое внимание рассмотрению вопроса о видах и формах экстремизма, который понимается в российской науке неоднозначно.

На сегодня в уголовном праве выделяют множество видов экстремизма, такие как «этнорелигиозный экстремизм», «преступный экстремизм», «насильственный экстремизм», «молодёжный экстремизм»[1,с.44], «групповой молодёжный экстремизм», «социально-экономический и бытовой экстремизм», «экологический экстремизм», «культурный экстремизм», «психопатический экстремизм», «спортивный экстремизм» и др.

Приведённый перечень «видов» экстремизма рассматривается нами как негативное, но вполне логичное последствие применения лишь эмпирико-индуктивного подхода в науке российского уголовного права. Терминов предостаточно, но в большинстве случаев их авторы так и не раскрывают содержание основного понятия, каким является «экстремизм». Кроме того, мы полагаем, что если бы эмпирико-индуктивный подход к исследованию экстремизма реализовывался учёными эффективно, сущность изучаемого явления можно было определить, исходя из совокупности тех признаков, которые присущи всем без исключения «видам» экстремизма, путём обобщения всех имеющихся научных результатов. Однако это невозможно хотя бы потому, что в науке выделяются и такие «виды», которые, по нашему мнению, не имеют к экстремизму никакого отношения, а представляют собой иные социально-психологические явления.

В основе экстремизма лежит экстремистская идеология и специфическая направленность личности. Поскольку экстремистская идеология всегда характеризуется нетерпимостью к демократии, экстремизм по своей природе всегда носит политический характер. Если же мы, исходя из чрезвычайно широкого, неопределенного и неприменимого, на наш взгляд, в политико-правовых науках определения экстремизма, как «приверженности к крайним взглядам и мерам», будем выделять некий «неполитический религиозный экстремизм», то столкнёмся с непреодолимыми трудностями при разграничении данного «вида» «экстремизма» с «религиозным фанатизмом».

Причём «религиозный фанатизм» может выражаться не только в образе мыслей, как исступлённая религиозность, но и в поведении, а именно в игнорировании членами религиозных организаций существующих в обществе моральных, этических и правовых норм. Однако не следует столь легкомысленно относить к экстремизму те социальные явления и процессы, которые вообще не относятся к области политико-правовых исследований.[2,с.108]

Мы полагаем, что в научной теории все указанные «виды» экстремизма являются, как уже отмечалось, многочисленными формами одного феномена. Но в силу преобладания в российской науке эмпирико-индуктивного подхода к исследованию экстремизма; он определяется юристами на основе собственного чувственного восприятия с недооценкой значения теоретических обобщений при изучении отдельных явлений социальной действительности: Поэтому некоторые российские правоведы, «разрабатывая» подобные понятия, вероятно не преследуют цель выявления смысловых различий; например, между «религиозно-идеологическим экстремизмом» и «религиозным экстремизмом»; которых в принципе нет. Примечательно, что когда речь заходит о конкретных нормах уголовного закона все юристы, вне зависимости от того, какой «вид» экстремизма они изучают, сталкиваются с одинаковыми проблемами; квалификации преступлений экстремистской; направленности. [3,с.145]

Тем не менее, подразделение экстремизма на виды может иметь относительно полезное значение лишь в криминологии, но только тогда, когда мы говорим о разработке практических мер, направленных на борьбу с конкретными негативными явлениями социальной действительности, образующими в своей совокупности одно широкомасштабное социально-политическое явление.

Подведём рассмотрение вопроса о видах и формах экстремизма к логическому завершению.

Поскольку мы понимаем под экстремизмом приверженность к определённой системе политических взглядов и идей, основанной на нетерпимости к демократии, а под экстремистской деятельностью -непосредственную реализацию таких воззрений во внешнем мире путём осуществления противоправных деяний, разграничение видов и форм экстремизма кажется нам очевидным.

Исходя из такого понимания, вид экстремизма не определяется конкретными деяниями, он определяется характером экстремистской идеологии. Например, приверженность к ваххабизму или иным экстремистским течениям в исламе охватывается понятием «исламский экстремизм». При этом «исламский экстремизм» является видом экстремизма. Можно также сказать, что «исламский экстремизм» является подвидом «религиозного экстремизма», который, в свою очередь, выступает видовым понятием по отношению к родовому - «экстремизм». Важно лишь учитывать, что вид экстремизма всегда включает основополагающий признак исходного психолого-политического феномена в целом - враждебность к демократии. Кроме него виду экстремизма присущи и частные (конкретизирующие) признаки, вытекающие из содержания и характера соответствующей экстремистской идеологии. На наш взгляд, к числу таких признаков относится и террор, как средство достижения антиконституционных целей.

В последнем случае можно говорить о террористической идеологии или о терроризме в его «недеятельном» «стратегическом» понимании.

Форма экстремизма - это его внешнее выражение, проявляющееся в совершении каких-либо деяний, направленных на претворение положений конкретной экстремистской идеологии в действительность.

Теоретически формы экстремизма могут носить и неправовой характер. Например, в ходе конкурса на замещение вакантной должности, претенденты демонстрируют одинаково высокий уровень профессиональной квалификации. Тем не менее, лицу определённой национальности или вероисповедания предпочли иного сотрудника при отсутствии формальных признаков нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ). В действительности работодатель мог действовать, исходя из идеологической нетерпимости к такому лицу по дискриминационным признакам, что в данном случае доказать практически невозможно.

Полагаем, что к неправовым формам экстремизма можно отнести приготовление к совершению преступлений экстремистской направленности небольшой или средней тяжести при отсутствии в деяниях лиц признаков иных составов правонарушений.

На этом мы завершаем рассмотрение общенаучных теоретических основ экстремизма и переходим к изучению практических сторон этого явления.












Литература:

  1. Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма (http://haa.su/AmV/) // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (http://haa.su/AmW/). 2013.№ Специальный выпуск 2. - С. 40-46.

  2. Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере северокавказского региона) // Вестник московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 2. - С. 108-111.

  3. Бидова Б.Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (http://haa.su/Gtg/). 2014. № S. - С. 145-146.