Евразийский
научный
журнал

В Изобразительного искусство Узбекистана древный метод Абру-Бахор

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Остонова Гулшод Раззоковна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1647
Показать PDF версию В Изобразительного искусство Узбекистана древный метод Абру-Бахор

Г.Р. Остонова.
Преподаватель кафедры
«Изобразительного искусства и инженерной графики»
педагогического факультета
Бухарского государственного университета.

Рис.1.jpg

В этой статье  изложены  о виде искусства и техники  оформления книг в стиле (АБРУ-БАХОР),   техника подготовки цветных бумаг для росписи и выполнения  миниатюр.

Узбекистан одна из своеобразных, красивейших республик Востока. Этот край известен миру уникальными памят­никами древней архитектуры, богатой культурой, прекрасными традициями и содержательными произведениями искусства.

В настоящее время в музеях страны хранятся древние рукописные книги с прекрасными миниатюрами, тончайшим орнаментальным узором и изысканными почерками мастеров-каллиграфов.

Изобразительное    искусство Узбекистана имеет своеобразную историю. Листая страницы этой истории, мы становимся  свидетелями того, что наряду с поэзией, музыкой, фольклором, рикладным искусством, развевалось и искусство рукописи.

Художники-каллиграфы, чтобы достичь наиболее эмоционального воздействия созданных произведений, всегда были в поисках новых художественных приемов в творчестве.

Эти творческие поиски художников- каллиграфов часто рождали новые направления и методы в искусстве. Художники стремились находить новые средства выражения, особый художественный язык. Целью всех поисков методов направлений было одно: обогащать эмоциональность композиции произведения. Поиски высокохудожественного образа, нового в искусстве, продолжаются и в настоящее время.

В старину на востоке искусство оформление книги, миниатюры, росписи каллиграфов широко развивалось. В мастерских каллиграфов книги превращались в настоящее произведение искусство. Внешний вид книги имел немаловажную роль.

Чтобы оформление книги соответствовало содержанию, было привлекательно и красиво, художники находили много разных приёмов, ставили разные эксперименты. В результате этих поисков появился новый вид оформления бумаги. Эту технику оформления бумаги назвали «АБРУ- БАХОР».

“АБРУ - БАХОР”

В искусстве оформления книги каллиграфы писали шрифты на цветных, красивых бумагах. Техника подготовки этих цветных бумаг назывался «Абру- Бахор». Это слово взято из фарси в переводе означает «Абр» - облако, «Бахор» - весна самое красивое время года. Действительно если посмотреть на процесс изготовления или на саму бумагу, она напоминает весеннее облако. Цвета на ней локальные, чистые, как весеннее облако, прозрачные, разнообразные в цветовом отношении. Они легко смешиваются между собой и удивляют своей красотой.

На Востоке мастерских, занимавшихся рукописью, было немало. Каждая мастерская имела свои методы оформления книги. В этих мастерских совместно работали каллиграфы, художники и переплётчики. Совместные творческие поиски в создании нового давали свои плоды. Беспрерывно, развивалось рукописное искусство.

Для реализации книги, кроме внешнего вида, имело значение и внутреннее оформление книги. Содержание подсказывало формы и методы её оформления. Красиво и содержательно оформленные листы бумаги привлекали каллиграфа. Он выполнял свою работу на таких бумагах.

Как готовили бумагу в технике «Абру - Бахор»?

В настоящее время существует два вида этой техники.

Первый - древний, который издавна на Востоке применяется в искусстве рукописи.

Рис.2.PNG

Второй - приближённый к старинно­му методу «Абру-Бахор» и принявший новое направление. В изобразительном искусстве на сегодняшний день он находится в стадии своего развития.

1.  Вначале мы расскажем о первом методе изготовления бумаги «Абру - Бахор». Как мы говорили, эта техника существует издавна. Каллиграфы пользуются этой техникой, и по сей день.

Работа начинается с подготовки рабочего места, инструментов и принадлежностей.

  1. Посуда для воды (кувьет)

  2. Отдельные банки с разными красками

  3. Кисточки (для каждого цвета отдельно)

  4. Желчь в шприце

  5. Бумага для печати

  6. Раствор китры

  7. Шило и расчески

Убедившись в готовности инстру­ментов и принадлежностей, начинаем готовить бумаги «Абру - Бахор».

В подготовленную посуду наливаем раствор китры. «Китра» - смола кустар­ника, который растет в странах Азии. Засохшая китра собирается с коры.

За 3-4 дня до использования сухую смолу превращают в порошок и добавляют в воду, (50 грамм китры на 5 лигров воды). За это время китра растворяется в воде и становится киселеобразной. Чем больше китры, тем гуще раствор, и наоборот.

Рис.3.jpgКитра делает воду гуще, и краски дольше находится на поверхности воды.

Надо сказать, что китру можно найти не везде. Поэтому надо было найти замену китре. На сегодняшний день эту задачу может выполнять обойный клей, что и используют современные мастера в технике «Абру- краску добавляем желчь

Бахор». Заготовка обойного клея и китры одинакова, разница только во времени: обойный клей готовить быстрее. Китра готова, можно наливать её в посуду. Посуда должна стоять на ровной поверхности.

Для печати в технике «Абру-Бахор» подойдет бумага любого сорта. По раз­меру бумага должна быть чуть меньше  посуды со всех сторон на 5-10мм.

В старинном «Абру-Бахоре» применяются краски или сухие пигменты, растворимые в воде. Раствор определённого цвета готовят в отдельной посуде.

Определённому количеству цветов должно соответствовать и количество посуды. Краски доводят до состояния молока.

Для сохранения чистоты и локаль­ности цвета используют отдельные кисти, предназначенные для каждого цвета отдельно. Кисточки можно изготовить самому из конского хвоста, потому что мастер не рисует ими, они нужны только для разбрызгивания по поверхности воды.

Кроме кистей нужны шило и расчески, изготовленные из разных по толщине проволок. С помощью расчески и шила передают разные формы краскам.

Также шило и расчески может из­готовить сам мастер, он же определяет толщину проволоки, и расстояние между зубьев расчески. Длина расчески должна соответствовать ширине посуды.

Рис.4.jpgРис.5.jpg

Для выполнения техники «Абру- Бахор» применяется еще один элемент - это желчь крупнорогатого скота. Желчь нужна для лучшего растворения и в смешения красок. В каждую заранее приготовленную краску надо капнуть от 3 до 6 капель желчи и хорошо смешать, после чего краски брызгают на жидкость. В результате получаются красивые цветовые сочетания в зависимости от поставленных задач. Теперь, когда у нас всё приготовлено для работы, начинаем печатать красивые листы бумаги.

Первое - готовим место для работы.

Второе - в посуду наливаем приго­товленную киселеобразную жидкость.

Рис.6.jpg

Третье - шилом берем капли нужной краски и капаем на жидкость, смотрим как она ложиться, краска должна чуть раствориться.

Готовая краска бризгается в жидкость

Четвертое - брызгаем нужные цвета красок на жидкость.

Пятое - шилом или расческой направляем цвета в нужном нам направлении, чтобы получить тот или иной необходимый нам рисунок.

Шестое - когда рисунок на жидкости готов, его нужно перенести на чистый лист бумаги.

Для этого нужно положить чистый лист бумаги на краски, краски с жидкости переходят на бумагу. Бумагу надо снять, вытирая об край посуды, чтобы только краска осталась на бумаге, а жидкость слилась в посуду. На бумаге должен остаться красивый замыслова­тый рисунок.

Такова последовательность действий старинной методики «Абру-Бахор». Теперь каллиграф может начинать свою работу на этой бумаге.

Рис.7.PNG

Рис.8.PNG

Рис.9.PNG

Мы многие годы работаем в прекрасной технике «Абру-Бахор». Картины, созданные при помощи этой техники, смотрите на страницах нашей книги. Попробуйте создавать картины при помощи этой техники. Дерзайте и творите прекрасное. 

Литературы

Раҳим Ҳакимов “Абру - Баҳор”вчера и сегодня 2008

Среднеазиатский миниатюры Г.А. Пугаченкова Ташкент