Евразийский
научный
журнал

Устноисторический методический центр "Сибиряки вольные и невольные"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Скуратов Дмитрий Владимирович
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1109
Показать PDF версию Устноисторический методический центр "Сибиряки вольные и невольные"

Дмитрий Скуратов

Реализация важного назначения истории - укрепления гордости за свою Родину и любви к ней -  возможно только через формирование уважения к истории малой родины, гордости за жизнь и труд старших членов семьи, земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени воспитывает стремление не к абстрактным целям построения «светлого будущего», а к вполне достижимым: быть опорой и преемником старших поколений - дедов, отцов, сохранять культурно-историческое наследие предыдущих поколений.

Фото 1.jpg

В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, старшие поколения раскрываются с положительной  стороны: их отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы, преодоление трудностей, вклад в развитие села, города, области. Устанавливается тесная связь образовательных учреждений с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами регионального сообщества.

Опрос всегда использовался в краеведческой исследовательской и поисковой работе. В краеведении России элементы устной истории широко применялись и в XIX веке, и на протяжении всего XX в.; в начале XXI в. сформировались традиции опроса старожилов, или, как называли их краеведы, «бывалых людей». Нельзя не отметить большие заслуги краеведов в изучении на основе опроса участников и очевидцев истории революционного движения, истории заводов и фабрик, колхозно-совхозного строительства, патриотических настроений на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, освоения целины.

Советское краеведение отличалось массовым комплектованием фондов школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы, ленинских комнат воспоминаниями, биографиями, рассказами участников тех или иных событий. Но и по содержанию, и по форме краеведческая и поисковая работа лишь отчасти напоминала устную историю, так как не отвечала требованиям устноисторических технологий создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации. Отсутствие научно обоснованной методики беседы приводило к потере научной ценности полученных материалов. Происходило это как на уровне фиксации информации, так и на уровне ее интерпретации.

Устноисторический методический центр «Сибиряки вольные и невольные» - новый проект Северского кадетского корпуса. Создан для обучения школьников образовательных организаций города Северска технологиям создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации.

Фото 2.jpg

Цель проекта:

Актуализация и музеефикация сведений об исчезающих и исчезнувших переселенческих деревнях Томского района через историю их бывших жителей и их потомков,  воспоминания о деревне, ее людях, традициях и значимых для нее событиях, как ценного материала для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Изучение сибирской деревни как важной части социокультурного и экономического наследия России.

Основные задачи проекта:

  1. Сбор информации о расположенных около гг. Северска и Томска переселенческих деревнях Томского района посредством интервьюирования выявленных потомков жителей сельских поселений, поиска информации в архивах и краеведческой литературе;
    Фото 3.png 

  2. Организация серии походов-экспедиций с целью обследования сельских поселений и прилегающих к ним некрополей, их картографирования; посещение урочищ, оставшихся на месте покинутых деревень, создание виртуальных карт исчезнувших деревень по выявленным сведениям из архивных и устных источников.

  3. Обобщение и анализ собранной информации с целью публикации ее на сайтах проекта "Сибиряки вольные и невольные" (сибиряки.онлайн) и Северского кадетского корпуса, презентации в качестве результатов научной работы на конференциях различного уровня и публикации отдельным малотиражным изданием. Музеефикация собранной информации посредством передачи в фонды архива ТОКМ и музея СКК, использование ее для работы с посетителями музеев.

Фото 4.jpg

Фото 5.jpg

Актуальность:

  1. Необходимость передачи подрастающему поколению трудовых, духовных, нравственных традиций своего народа, воспитание уважения к лицам разных национальностей, живущих в стране. Изучение родного края как наиболее естественная форма воспитания любви к своей стране.

  2. Попавшие в притяжение гг. Томска и Северска деревни исчезают. Есть возможность сохранить о них память через актуализацию и музеефикацию устноисторических источников, собранных от бывших жителей деревень и их потомков.

Фото 6.jpg

Социальная значимость:

  1. Воспитание подрастающего поколения на опыте предыдущих поколений, формирование у него вдумчивого и личностного отношения к истории и настоящему своей страны.

  2. Актуализация значимости жизненного опыта сельских жителей и через нее - признание значимости их труда и жизненного опыта, формирование позитивных установок по отношению к "простым труженикам".
    Фото 7.jpg

  3. Сохранение информации об исчезающих населенных пунктах, ее научная обработка и музеефикация.

Проекты-аналоги в России и мире:

Изучение края и воспитание молодежи через краеведческие исследования - распространенная в мире практика. Научное исследование и музеефикация нематериального наследия - практика Алтайского государственного педагогического университета.

Фото 8.jpg 


















Список использованной литературы 

  1. Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009.432 с.

  2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.

  3. Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Н.А. Тучкова. Вып. 1. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с.

  4. Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» - Томск, 2014 г. – 24 с.

  5. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4.

  6. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с.

  7. Сибиряки. oнлайн // sib.tomskmuseum.ru

  8. Сайт Северского кадетского корпуса // http: // skk.tomsk.ru