Евразийский
научный
журнал

Условия для успешной профилактики асоциального поведения студентов вузов.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соколов Дмитрий Владимирович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1410
Показать PDF версию Условия для успешной профилактики асоциального поведения студентов вузов.

Соколов Дмитрий Владимирович,
студент магистратуры ЧГПУ,  г. Челябинск
tiger_ledkov@mail.ru
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
Елена Юрьевна Никитина,
Кафедра учителей начальных классов,
г. Челябинск

Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована на улучшение качества жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Характер социальной адаптации человека к изменяющимся условиям среды обитания , особенности принятия норм конкретной социокультурной сферы влияют на процесс становления личности молодого человека – будущего специалиста .

В концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одними из основополагающих принципов являются следующие: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни , создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни , существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных , страдающих хроническими заболеваниями , и инвалидов , а также разработка эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний , предупреждения факторов их развития .

Наиболее точное и ёмкое определение здоровья человека дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье определяется как состояние полного физического , духовного ( психического ) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов организма. Поэтому проблема обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов напрямую связана с решением задачи сохранения и укрепления их здоровья .[3, с. 51–52]

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» , являющейся основополагающим государственным документом , утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года , указано , что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся и студентов . Одними из главных стратегических целей образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, являются: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.

Процесс модернизации российского образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство, вызвал изменения в системе высшего профессионального образования. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные содержание, подходы и отношения в системе высшей школы, которая становится всё более значимой частью социального преобразования, существенно переоценивает свои подходы в плане понимания высшей ценности человека.

Студенческий возраст является сенситивным периодом развития сосновных социогенных потенций человека. [6, с. 141-142] В процессе обучения в вузе студент овладевает полным комплексом социальных ролей, усиливаются сознательные мотивы его поведения, осмысливается система жизненных ценностей, выработанных человечеством, различные трактовки природы человека, смысла жизни, средств, обеспечивающих полноту бытия.

С одной стороны, студенческая молодёжь – это самая прогрессивная часть общества, наиболее активно воспринимающая все положительные начинания, все реформы и преобразования. Студентов отличает лучшая адаптация в современных условиях жизни; гибкость и нестандартность мышления; способность к переработке большого объёма информации; повышенная социальная активность; стремление овладеть новыми социальными ролями и формами поведения. С другой стороны, студенческая молодёжь подвержена влиянию самых различных политических сил, не имеет большого жизненного опыта, стойких жизненных ориентиров и моральных устоев. Студенческий возраст – это также период активного формирования личности. Данные Минсоцразвития РФ свидетельствуют о том, что только 30 % студентов практически здоровы, а 70 % имеют отклонения в состоянии здоровья. Студентам (как и молодёжи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, эмоциональные перегрузки, особенно в период сессий. Серьёзную озабоченность вызывает состояние психического и физического благополучия студентов, что рассматривается как один из факторов риска асоциального (аморального) поведения учащейся молодёжи. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения, зачастую отличные от социальных норм. Стремительный рост зависимых форм поведения молодёжи (алкоголизм, наркомания, игромания и т.д.) не только не разрушает здоровье будущих специалистов, но и представляет угрозу национальной безопасности России.[2, с. 194–197]

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Исходя из этого, в современных условиях значительно актуализируется проблема профессиональной подготовки будущего специалиста соответствующего уровня, имеющего не только высокий профессионализм, но и духовные качества. Это во многом зависит от качества работы педагогических коллективов вузов профессионального образования, от тех организационно-педагогическихусловий, которые созданы в образовательных учреждениях.

Проблемы, связанные с профилактикой асоциального поведения молодёжи нашли отражение в зарубежной и отечественной научной литературе. Феномен асоциального поведения широко представлен в трудах отечественных (В.Г. Баженов, А.Л. Беликова, В.Н. Кудрявцев, С.И. Курганов и др.) и зарубежных исследователей (М. Раттер, Х. Хекхаузен и др.).

Теоретические основы асоциального поведения в общем контексте социализации личности исследованы в работах Л.С. Выготского, М.А, Галагузовой, Д. Дьюи, Э. Дюркгейма, Ч.Кули, А.Н. Леоньтева, Р. Мертона, Д.Мида, А.В. Мудрика, Т.Парсонса, З.Фрейда, Ю.Хабермаса, Э.Эриксона и др.

В ряде работ современных отечественных учёных (В.П. Казимирчук , В.Н. Кудрявцев , Н.А . Феофанов и др.) осуществлён анализ концептуальных подходов к изучению отклоняющегося поведения в среде молодёжи.

Значительный интерес представляют труды учёных В. Г. Бочаровой, А. И . Долговой, К. Е . Игошева, В. Ф . Левичевой, А. С. Михлина, К. К . Платонова, Г. М. Потанина, в которых дан глубокий анализ личности несовершеннолетних правонарушителей, определена их типология, выявлены подходы к профилактической деятельности обучаемых с асоциальным поведением: криминологический; криминально-психологический; воспитательно – профилактический.

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта показал, что в последние годы асоциальное поведение личности всё чаще становится предметом культурологического анализа, акцентирующего внимание на влиянии молодёжной субкультуры на формирование асоциальных поведенческих проявлений. [4, с. - 4].

Исследователи уделяют значительное внимание изучению мотивов и причин асоциального поведения молодёжи, среди которых выделили следующие:

  • особенности развития несовершеннолетних в различных типах неблагополучных семей (А.И. Горькавая, Г.А. Гурко, А.Н. Елизаров, С .В . Ковалёв, В.В. Солодовников и др.) ;

  • дезадаптация, как результат влияния различных отрицательных факторов образовательного процесса (Г.Ф. Кумарина , Б.Н. Алмазов и др.) ;

  • физические и психогенные факторы как детерминанты отклонений ( В.Е. Каган, А.Е. Личко) ;

  • психогенные особенности (К.Н. Поливанова, И. А. Двойменный и др.);

  • тревожность личности (Ю.М. Антонян);

  • суицидальные установки (Я.И. Гилинский, Я. И . Смолинский и др.).

Вместе с тем, несмотря на достаточно большое количество исследований по вопросам профилактики асоциального поведения студентов вузов полностью решить названную проблему пока не удаётся. Так не в полной мере исследованы теоретико – методологические подходы к профилактике асоциального поведения студентов вузов, не спроектирована модель реализации данного процесса, не выявлены педагогические условия успешной профилактики. [1, с. 5–9]

Анализ психолого – педагогической литературы и практическо – образовательного опыта по профилактике асоциального поведения студентов вузов позволяет выделить существующие в современном обществе противоречия между :

  • требованиями общества к духовно – нравственным качествам личности будущего специалиста и ростом проявлений асоциального поведения в их среде ;

  • социальной и практической значимостью деятельности преподавателей вузов по профилактике асоциального поведения студенчества и недостаточной разработанностью её научно – педагогических и методических основ;

  • необходимостью создания целостной системы профилактики асоциального поведения студентов вуза и недостаточной её разработанностью для деятельности профессорско – преподавательского состава.

Названные противоречия позволили сформулировать ряд предположений, следуя которым, и внедряя их в дальнейшем на практике, можно будет достичь условий для успешной профилактики асоциального поведения студентов вузов, что включает в себя следующее:

  • культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива;

  • организация партисипативных отношений субъектов образовательного процесса;[5, с. 27-36]

  • разработка дисциплины по выбору «Здоровый образ жизни».

  • осуществление анализа философской, психологической и социально – педагогической литературы, эффективного педагогического опыта по проблеме профилактики асоциального поведения студентов вузов;

  • разработка этапов профилактики асоциального поведения студентов вузов.

В результате, весь этот арсенал  может  применяться в образовательном процессе вуза, колледжа, учреждений начального профессионального образования, а также при подготовке социальных педагогов, психологов и других специалистов, осуществляющих профилактическую работу со студентами.

Литература:

  1. Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития. В сб.: Материалы первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» 21–23 ноября 1995 года, в г. Москве, на базе Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. / Агаджанян Н. А., Пономарёва В. В., Ермакова Н. В. / — М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 5–9.

  2. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака. В сб.: «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете Стратегии государственной антинаркотической политики»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24–27 октября 2011 года в г. Уфе, на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. /  Бахтин Ю. К., Сухоруков Д. А., Сорокина Л. А. / — Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. — С. 194–197.

  3. Виленский, М. Я. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни студентов. В сб.: Материалы первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» 21–23 ноября 1995 года, в г. Москве, на базе Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. / Виленский, М. Я. /  — М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 51–52.

  4. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1967. - С.4

  5. Никитина, Е. Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференцированным образованием [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. ст. – Челябинск, 2001. – Вып. 6 – С. 27-36.

  6. Эльконин, Б. Д. Психология развития [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – С. 141-142.