Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Управление инновациями

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дадажонова Мартабахон Махмудовна, Юлчиев Эркинжон Юсупович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1725
Показать PDF версию Управление инновациями

Дадажонова Мартабахон Махмудовна
к.э.н., доцент кафедры «Организация промышленного производства»
Андижанского  машиностроительного института.
Юлчиев Эркинжон Юсупович
Старший преподаватель кафедры «Организация промышленного производства»
Андижанского  машиностроительного института

Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального исполь­зования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов эконо­мического механизма менеджмента.

Зарождение инновационной идеи происходит на этапе фундамен­тальных и поисковых исследований и разработок. Их задачей является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Фундамен­тальная наука выступает в Следующий этап инновационного процесса — это прикладные ис­следования и опытно-конструкторские работы. На этом этапе высока вероятность получения отрицательных результатов. Поэтому инвести­ций в подобные инновации называются рискоинвестициями.

Практическая реализация результатов инновационной деятельно­сти осуществляется на рыночном этапе, который включает в себя вне­дрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад объема продаж. С самого начала инновационного процесса менеджер должен принимать во внимание кривую жизненного цикла изделия (рис. 1.1.Основные этапы инновационного процесса).

Инновационный процесс не заканчивается этапом внедрения, по­скольку по мере распространения новшество совершенствуется, дела­ется более эффективным, приобретает ранее не известные потреби­тельские свойства. Это открывает новые области для его применения и новые рынки потребителей.

Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции. Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей. Стратегическое управление инновациями ориентиру­ется на достижение будущих результатов непосредственно через инно­вационный процесс.

Рис.1.jpg

Технология разработки стратегии состоит из следующих этапов:

  • стратегический диагноз — это распознавание ситуации на ран­ней стадии, слежение за результатами;

  • стратегический анализ — это определение стратегических зон, анализ окружающей среды;

  • формулирование стратегии — это выбор стратегии, разработка программ;

  • оценка программ — это определение преимуществ и недостатков каждой программы и встраивание их в общую политику предприятия;

  • реализация стратегии — это исполнение и контроль выбранных программ.

Стратегии развития предприятия в качестве своих элементов включа­ют базовую и функциональную составляющие. Базовая составляющая определяет поведение предприятия в конкретной рыночной ситуации, общее направление его развития. Например: стратегия выбора рынков; стратегия организации производства. Формирование базовой страте­гии — это основа для планирования всей последующей инновационной деятельности, которая является одной из функциональных стратегий.

Функциональная составляющая конкретизирует выбранную базо­вую стратегию, определяет комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных подразделений предприятия.

Все стратегии можно разделить на несколько групп.

Наступательная стратегия — ей присущи большой риск и высокая возможная окупаемость. Для ее реализации руководитель должен иметь достаточно высокую квалификацию в проведении научно-ис­следовательских работ, уметь видеть перспективу развития рынка и быстро находит ответ на его новые тенденции. Необходимо прово­дить исследования в сочетании с внедрением новых технологий.

Защитная стратегия предполагает владение значительной долей рынка и поддерживание высокой нормы прибыли путем снижения из­держек производства. Фирма, которая ориентируется на эту страте­гию, должна иметь сильные позиции в производстве и маркетинге.

Поглощающая стратегия относится к случаям, когда приобретенная лицензия реализуется в принципиально новой продукции с высокой прибылью и новым рынком. Лицензия стоит намного дешевле, приоб­ретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки.

Пассивная стратегия предполагает стремление не отстать от веду­щей фирмы путем внедрения товаров, которые не требуют серьезных изменений в технологиях и организации производства, не нуждаются в значительных затратах умственного труда и не ведут к коренным изменениям в технико-технологических характеристиках.

Опыт показывает, что для отечественных предприятий наиболее приемлемыми являются наступательная стратегия для молодых пред­приятий и защитная для крупных, недавно перешедших на рельсы ры­ночной экономики.

Выбранная стратегия оформляется в виде инвестиционного проек­та, реализация которого позволяет оценить экономическую отдачу от нововведения.

Литература

  1. В.И.Королева. Менеджмент - Учебник, Москва: Экономист, 2005 год.

  2. Н.И.Кабушкин. Основы менеджмента. Минск,2001 год.

  3. А.Н.Фоломьева. Инновационный тип развития экономики. РАНС.2008 год.

  4. А.М.Мухамедьярова. Инновационный менеджмент, Москва – ИНФРА, 2008год

  5. Ю.В.Вертакова. Управление инновациями, Москва-2008 год.