Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Управление благоприятным климатом в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Берг Мария Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2023»  (октябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 120
Показать PDF версию Управление благоприятным климатом в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации

Берг Мария Александровна
магистрант
Алтайский государственный педагогический университет,
г.Барнаул,

научный руководитель: Богославец Лариса Геннадьевна
канд. педаг. наук, доцент

Аннотация. В статье представлены основные условия, оптимизирующие процесс формирования благоприятного климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации (далее ДОО), рассматриваются понятия «климат», «психологический климат», "социально — психологический климат«,их структурные компоненты.

Ключевые слова: педагогический коллектив, педагогическая культура, благоприятный климат, управленческая деятельность, сработанность, сплоченность.

Berg M. A.

Management of a favorable climate in the teaching staff of a preschool educational organization.

Annotation. The article presents the main conditions that optimize the process of forming a favorable climate in the teaching staff of a preschool educational organization (hereinafter referred to as pre-school), discusses the concepts of «climate», «psychological climate», «socio -psychological climate», their structural components.

Keywords: teaching staff, pedagogical culture, favorable climate, managerial activity, harmony, cohesion.

Качество образования в дошкольной образовательной организации (далее-ДОО) взаимосвязано с внедрением инновационных процессов, которым способствует формирование творческого и мобильного педагогического коллектива.

Анализ практики свидетельствует, что это довольно сложный и многогранный процесс, зависящий от методов управления, реализуемых руководителем дошкольной образовательной организации. Важно создавать оптимальные условия, дающие возможность каждому члену коллектива реализовать себя, проявлять свое творчество, потенциал. Значимым аспектом для плодотворной, успешной и результативной деятельности педагогического коллектива ДОО является обеспечение благоприятного климата.

Именно поэтому актуальной и значимой выступает проблема формирования благоприятного климата в коллективе ДОО, что способствует удовлетворению потребности педагогов и персонала в трудовой деятельности.

О.О.Гонина считает, что "результативность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, особенностями межличностных отношений, уровнем организованности и сотрудничества в структуре создания благоприятного климата ДОО«[3].

В работах К.Ю.Белой, Л.Г.Богославец, А.А.Майера, П.И.Третьякова, М.М.Поташника определены основные факторы эффективной технологии управления деятельностью образовательных организаций; проанализированы различные стили управления, обусловленные спецификой профессиональной деятельности образовательных организаций; уточнены виды методов управления, приводящие к положительным результатам деятельности ДОО на основе благоприятного климата[1; 2; 4; 5].

В настоящий период модернизации и реформирования дошкольного образования создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе является одной из актуальных и значимых проблем, а также эффективным показателем качества образования, предоставляемого дошкольной образовательной организацией.

Для эффективного развития ДОО необходимо учитывать изменения в социальной и экономических сферах, значимость принимаемых управленческих решений, высокие требования к профессионально-трудовой деятельности педагогов, их саморазвития в соответствии с ведущими запросами общества, государства.

От психологического климата, имеющегося в организации зависит эмоциональный настрой, удовлетворенность работой, включенность каждого члена коллектива в его трудовую деятельность, что в свою очередь влияет на результат деятельности организации в целом[5;7;8].

Анализ практики свидетельствует, что благоприятный психологический климат способствует желанию трудиться с высокой степенью самоотдачи, раскрытию собственного потенциала, творческой эффективности. В то время как неблагоприятный климат существенно снижает мотивацию деятельности персонала, приводит к сдерживанию собственного потенциала и, как следствие, снижает производительность труда и приводит к нарушениям безопасности в жизнедеятельности ДОО.

По мнению Б.Д.Парыгина «социально-психологический климат коллектива выявляет характер взаимоотношений между персоналом, преобладающий тон общественного настроения в педагогическом коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, рабочих мест, стилем и уровнем управления, а так же другими факторами» [5].

Современная ДОО, как и любая другая организация, является сложной целостно — социально — педагогической системой и существует не изолированно от общества, находится в определенной социальной среде, с которой активно и содержательно взаимодействует, например, организация преемственности ДОО с начальной школой; социальное партнерство с другими ДОО, с учреждениями культуры и спорта, медицинскими учреждениями, организация позитивного взаимодействия с родителями воспитанников.

Как и любое другое образовательное учреждение, ДОО подвержено влиянию общего социального климата, экономических кризисов, правовых, политических и экологических воздействий, социокультурных изменений в обществе[6;8].

На внутреннюю среду ДОО в большей степени воздействуют такие факторы, как стиль руководства образовательным учреждением и организационная культура ДОО. Эти факторы оказывают наиболее сильное влияние на социально-психологический климат, который формируется в данном учреждении.

На основе анализа психолого-педагогической и теоретической литературы рассмотрим и обоснуем факторы, влияющие на создание и формирование благоприятного климата в педагогическом коллективе ДОО:

1. Совместимость членов коллектива — оптимальное сочетание психологических характеристик членов коллектива, способность к совместной профессиональной деятельности; при этом совместимость проявляется во взаимопонимании, сопереживании, взаимопомощи, доброжелательности, эмпатии.

Ученые-исследователи выделяют три уровня совместимости в ходе формирования благоприятного психологического климата:

— социально-психологический — основан на согласовании социальных ролей, ценностных ориентиров в профессии и отношений общих интересов, традиций, корпоративной социальной ответственности;

— психофизиологический — включает оптимальное сочетание особенностей системы анализаторов и свойств темперамента членов коллектива, этот уровень имеет особое значение при организации коллективной совместной творческой деятельности;

— психологический, способствует проявлению критичности к личности каждого члена коллектива, проявлению толерантности, доверие по отношению к партнеру по педагогическому взаимодействию; характеризуется совместимостью характеров, способов поведения, мотивов.

Анализируя содержание понятия «совместимость коллектива», мы уточняем термин «сработанность», «сплоченность» — это и есть результат совместимости педагогов и сотрудников на уровне единой команды.

С целью совместимости коллектива, сплоченности коллектива в ДОО организуются корпоративные мероприятия, коллективные творческие дела — «Конверт дружеских вопросов», методический баттл, «Мы — единая команда», тренинги технологий тимбилдинга, «Имидж ДОО», «Личный бренд педагога ДОО», «Волшебный стул», " Я в мире профессии«.

Таким образом, эффективным средством улучшения социально — психологического климата в ДОО является совершенствование методов и стилей управления, создание в коллективе атмосферы доброжелательности, уважения демократизация управления

Библиографический список:

1. Белая, К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля: учебно-методические пособие / К.Ю.Белая — Москва: ООО «ТЦ Сфера», 2016 — 140с. — Текст: непосредственный.

2. Богославец, Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01: Богославец Лариса Геннадьевна. — Барнаул, 1999 — 179с. — Текст: непосредственный.

3. Гонина, О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом / О.О.Гонина — Текст:непосредственный // Бизнес и дизайн ревю. — 2017. — № 4(8) — С.13

4. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагогов ДОУ.: Методическое пособие / А.А.Майер, Л.Г.Богославец — Москва: ТЦ "Сфера",2016 — 127с. — Текст:непосредственный.

5. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы его изучения. / Б.Д.Парыгин, В.А.Ядов. — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1981. — 192 с. — Текст:непосредственный.

6. Поташник, М.М. Качество образования : проблемы и технология управления / М .М. Поташник. — Москва : Пед. о-во России, 2002. — 350с. — Текст:непосредственный.

7. Поздняк, Л.В . Управление дошкольным образованием : учебное пособие для студентов вузов / Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко. — 2-е изд., стереотип.— Москва : Академия, 2005. — 431с. — Текст:непосредственный.

8. Панферов, В.Н.Социально-психологический климат коллектива и личность.: учебное пособие. / В.Н.Панферов, А.Г.Ковалев, В.В.Бойко — Москва: Мысль, 1998 — 207 с. — Текст:непосредственный