Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Уголовно-правовая охрана экономических отношений в сфере государственного и муниципального заказа

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагомерзаев Джабраил Султанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 1928
Показать PDF версию Уголовно-правовая охрана экономических отношений в сфере государственного и муниципального заказа

Нагомерзаев Джабраил Султанович
магистрант направление подготовки
40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Законодательство Российской Федерации в сфере государственного и муниципального заказа, долгое время являлась и является предметом дискуссии и критики со стороны отечественных ученых и специалистов. Практический каждый год, с целью усовершенствования нормативно правовую базы в этой сфере, принималось огромное количества поправок. Но зачастую на практике применения законодательства получалась так, что каждая поправка вместо того чтобы убрать пробелы в законодательстве, делала дополнительный «дыры» в нормативно правовой базе государственных закупок, чем конечно пользовались далеко недобросовестные участники государственного заказа.

Мы должны осознать, что контрактная система государственных закупок является важным звеном рыночной экономики, ведь только при соблюдении законодательства можно создать здоровую конкуренция на внутреннем рынке. Благодаря тому что законодательство требует практически от всех закупок, (помимо закрытых аукционов и конкурсов), открытости и прозрачности, это позволяет сократить государственные расходы в сфере госзакупок и снизить уровень такой «заразы» как коррупция. Чтобы построить эффективную систему государственных закупок и пресечь все неправомерные действия, как со стороны заказчика так и со стороны исполнителя, одних гражданско-правовых и административно-правовых средств воздействия не будет достаточно. Необходим широкий спектр уголовно-правовых средств воздействия.

В соответствии со статьей 301 Бюджетного кодекса осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом[1], влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.

В Уголовном кодексе Российской Федерации[2] большое внимание уделено экономической составляющей государства и посвящен целый раздел состоящий из 3 глав и 46 статей. На мой взгляд достаточно большой перечень статьей необходимых для охраны такой важной сферы как экономика государства.

Следует отметить то , что наиболее привлекательными сферами для нечистых на руку людей на рынке госзакупок, является строительство и здравоохранение.

Самое распространенное преступление в сфере закупок это подделка конкурсной, аукционной или котировочной документации. Статья 327 УК РФ гласит: «уголовной ответственности подлежит подделка официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, в целях их использовании, сбыт и использование заведомо подложных документов»

Проведения торгов не является длительным процессом, по времени это занимает всего лишь несколько дней, что конечно на руку потенциальному правонарушителю. Даже, если государственный заказчик, при проведения торгов заподозрит, что в документации подрядчика, что то не так, для того что бы проверить подлинность документов ему потребуется отправить запросы в те или иные организации для проверки, что говорит о том, что проверка на подлинность займет в разы больше времени чем сам процесс проведения торгов. Отказать подрядчику государственный заказчик в силу своих подозрений не имеет права. С моей точки зрения получается, что каждый потенциальный нарушитель имеет возможность быть, скажем так, незамеченным и безнаказанным.

На ряду с поделкой документации для государственных закупок наиболее распространенной является мошенничество, статья 159 УК РФ гласит: «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Обычно это бывает по такой схеме — потенциальный правонарушитель, становиться участником торгов, с помощью использования поддельных документов, без намерения выполнять обязательства возложенными на него заключенным контрактом, или же не выполнять их в полном объеме, некачественно и в ненадлежащем виде. Когда добросовестный, только по документам, поставщик куда то исчезает с «заработанными» бюджетными средствами, его заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Но к сожалению никто не отслеживает таких поставщиков с целью запретить таким людям регистрировать новые юридические лица с новыми документами и с новым названием для дальнейшей своей не правомерной деятельности.

Существует еще одно не менее известное преступление — взятка. Схема проста — заказчик с поставщиком заранее договариваются, заказчик составляет техническое задания на государственный заказ так чтобы все остальные поставщики участвующие в торгах автоматически выбывали или не совсем соответствовали техническому требованию заказчика, хотя их продукция вполне конкурентоспособна.

К сожалению в настоящее время на пути к обогащению денежными средствами своих бездонных карманов не останавливает или останавливает но не всех ни гражданская, ни административная, ни даже уголовная ответственность. Я считаю, что этому соблазну подвержены все участники государственных закупок (государственный заказчик, исполнитель, контролирующие органы). И когда речь идет о противодействии преступлений в сфере государственного заказа, нужно применять комплексные меры пресечения и совершенствовать законодательство так чтобы все участники государственных закупок сначала тщательно подумали прежде чем делать что либо не правомерное.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3823.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ.1996. № 25. ст. 2954.