Евразийский
научный
журнал

Учебное сотрудничество студентов колледжа в условиях внедрения ФГОС

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мишенева Алена Петровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1282
Показать PDF версию Учебное сотрудничество студентов колледжа в условиях внедрения ФГОС

Мишенева Алена Петровна
преподаватель истории и обществознания
Липецкого политехнического техникума
г. Липецк
a.misheneva@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу учебного сотрудничества преподавателя и студентов колледжа. В статье рассматривается влияние внедрения нового образовательного стандарта на формы педагогического сотрудничества. Приводятся примеры наиболее результативных современных форм организации учебного сотрудничества.

Ключевые слова: учебное сотрудничество, педагогическое сотрудничество, ФГОС, учебная деятельность, исследовательская деятельность, игра.

Введение новых образовательных стандартов третьего поколения в системе среднего профессионального образования требует изменения форм и методов педагогического сотрудничества. Современное развитие общества и его движение в сторону информационного общества не позволяет преподавателю ориентироваться только на передачу студентам знаний, а ставит пред ним задачу всестороннего развития личности обучающегося.

На сегодняшний день актуален вопрос о необходимости создания новой образовательной среды, новых организационных форм образовательного процесса [5;19]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования поставлена цель – формирование личности обучающегося, достижение которой определяется изменение форм и видов учебного сотрудничества.

Педагогический словарь определяет педагогическое сотрудничество как совместную, взаимосвязанную деятельность учащихся и учителей, построенную на демократических принципах, ориентированную на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями [3;316].

Новый ФГОС ориентирует не только на предметные, но и на метапредметные образовательные результаты, прежде всего на формирование универсальных учебных действий. Операционные образовательные результаты требуют для их полноценного формирования разнообразных видов учебной деятельности [5;24; 6;71; 2;55; 5;19; 8;10]. Таким образом учебный процесс, ориентированный на достижение метапредметных результатов, позволяет преподавателю развивать у студентов исследовательские умения, навыки учебного проектирования, организации и оценки собственной деятельности, умение работать в группе [5;22; 6;73; 10;30; 4;11].

На уроке должна быть сформирована такая атмосфера, которая бы способствовала включению «всех учащихся в исследовательскую деятельность на уроке, а также во внеурочных формах» [9; 52]. В.С. Лазарев определяет умение ставить исследовательские задачи как умение постановки вопросов о недостающем знании и предъявления требования к ответам на них [7;19]. «Наиболее эффективным при организации исследовательской деятельности на уроке является сочетание фронтальной и групповых форм организации», – заключают О.В.Лебедева и И.В.Гребнев и продолжают: «именно на этапе работы в группах чаще всего происходит освоение способа деятельности, который запланирован на уроке» [9; 56]. Следует отметить, что формируя основы исследовательской культуры, учитель сначала играет ведущую роль, постепенно роль смещается, обучающиеся принимают, осваивают позиции учителя.

Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого студента. Такие задачи позволяет успешно решать технология игровых методов обучения. Обычные уроки становятся необычными, если внести в них элементы игры или изменить способ организации урока (уроки с изменёнными способами организации, уроки, опирающиеся на фантазии (урок-сказка, урок-творческий отчёт, урок-портрет, урок-выставка), уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие), урок с игровой состязательной основой).

Развитие личности обучающегося наиболее полно происходит в процессе диалога с учителем, сверстниками, социумом. «Диалоговое образование межсубъектно-центрично, индивидуальные усилия учителя и учащихся конкретно соотнесены, где важно не движение к известному результату, а совместный поиск этого результата», – утверждает Горшкова В.В. [1; 69] В процессе диалога существенно меняется позиция педагога: из носителя конечного, достигнутого знания он становится посредником между учеником, проблемой и миром культуры. Это достигается при реализации целостной деятельности на уроках-конференциях, уроках-семинарах, уроках-диспутах, уроках-защитах творческих работ, уроках-исследованиях и других уроках диалогической направленности.

В настоящее время в связи с внедрением ФГОС вопрос о необходимости интеграции и поиска новых педагогических методик остается актуальным. Недостаточно просто искать межпредметные связи и использовать ставшие уже классическими методы, а необходимо применять новые формы работы, которые в наибольшей степени способствуют развитию личности педагога и обучающегося.

Библиография

  1. Горшкова В.В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. 2011. № 2.

  2. Дьякова Е.Б. Учебная презентация для работы по новым образовательным стандартам «Борьба Руси с западными завоевателями» // Преподавание истории  в школе. 2011 № 6.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

  4. Козырева О.Ф. Использование метапредметной технологии в формировании гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.

  5. Кузнецов А.А., Чернобай Е.В. Кризис классно-урочной системы при переходе на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2.

  6. Купавцев А.В. Теоретические основы и практика интенсивно-деятельностного обучения // Педагогика. 2011. № 8.

  7. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007.

  8. Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика. 2015. № 4.

  9. Лебедева О.В., Гребнев И.В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе // Педагогика. 2013. № 8.

  10. Либеров А.Ю. Методическое обеспечение реализации образовательного стандарта нового поколения // Педагогика. 2011. № 4.

  11. Ткачева М.С. Педагогическая психология: Конспект лекций. – М., 2010.