Евразийский
научный
журнал

Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хакимова Муяссар Рашидовна, Болтаев Нажмиддин Нуриддинович, Дусткобилов Фазлиддин Юсупович, Назаров Олим Хуррамович, Бобокулов Шерзод Савбатович
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1005
Показать PDF версию Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония

Хакимова Муяссар Рашидовна
Старший преподаватель
Термезского Социально-экономического колледжа

Болтаев Нажмиддин Нуриддинович
учитель школы №51
Шурчинского района,

Дусткобилов Фазлиддин Юсупович
учитель школы №20
Деновского района,

Назаров Олим Хуррамович
учитель школы №4
Шурчинского района,

Бобокулов Шерзод Савбатович
учитель школы №28
Музрабатского района

Аннотация: статья посвящена о цивилизации древнего Востока особенно древнему Вавилонскому государству, социально-политическая жизнь Вавилонского царство

Ключевые слова: Цивилизация, Древне Восток, археология, династия, архитектура

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства.В ХХ — ХIХ вв. до н.э. государства Месопотамии, такие как Мари, Эшнунна и Ашшур, вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон («Баб-Илу» — «Врата бога»), где воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют Старо вавилонским периодом (1894-1595 гг. до н.э.).

Вавилон — крупнейший город средней Месопотамии, столица Вавилонского царства в ХIХ — VI вв. до н.э., важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств. Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше. Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей. В нем было множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. К 1800 г. до н.э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян. Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал. Пока к власти не пришел Хаммурапи.

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии — Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было составление свода Законов. Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря этому сохранившемуся сборнику Законов царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание Законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник Законов разделяется на 3 части: введение (пролог), текст самих законов (разбивка текста на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н.э.

В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 — 5); 2. охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6 — 25); 3. нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26 — 41); 4. операции с недвижимостью, связанные с нею деликты (§ 42 — 88); 5. торговые и коммерческие операции (§ 89 — 126); 6. семейное право (§ 127 — 195); 7. телесные повреждения (§ 196 — 214); 8. операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215 — 282). Далее следует эпилог, содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком. В 1901-1902 гг.

Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, столицы государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не подпортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии второй и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки — закруглённый базальтовый столб, высотой в 2 м.На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, ниспадающих до самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчинительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными знаками. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Лувра. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба сначала были переведены на французский язык, а затем последовали переводы на другие языки. Оказалось, что на столбе записаны те самые «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими подданными. К сожаленью, из 282 его законов к настоящему времени сохранилось только 247. При вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей...».

Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной культуры» Месопотамии. Необходимо отметить, что мнения специалистов о месопотамских Законах значительно расходятся. Некоторые считают, что перед нами не законы в собственном смысле слова, а самовосхваление царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопотамских ученых, не имевшие практического значения. В науке же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и распространяются на все население царства; однако они не дублируют обычного права там, где оно, с точки зрения законодателя, достаточно обеспечивало интересы правосудия и не нуждалось в замене новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц.

Развитие хозяйства стран Древнего Востока

Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли. Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.

Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете — благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ. Сельское хозяйство было основой жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание. Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства.

Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Используемая литература

  1. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Ч. I-II.
  2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И.М.М., 1983.
  3. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1999.
  4. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.
  5. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.6. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.
  6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.