Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Ценностная рефлексия в педагогическом процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Маргорина Лариса Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3403
Показать PDF версию Ценностная рефлексия в педагогическом процессе

Маргорина Л.А.
соискатель кафедры философии и социологии
Российского государственного университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
Россия, г.Москва
ya.margorina@yandex.ru


Понятие рефлексия (лат.— обращение назад) означает в философской науке процесс анализа индивидом происходящего в его сознании.

В последнее время рефлексии в педагогической теории и практике уделено немало внимания, потому что рефлексия позволяет посмотреть на образовательный процесс «изнутри», учитывая особенности субъектов образовательного процесса. Как известно, на сегодняшний момент личность и ее развитие являются основными целями и субъектами педагогического процесса, в том числе и в высшей школе. В силу того, что развитие – внутренний процесс, оценка развития субъекта доступна, в первую очередь, самому субъекту, т.е. его собственной рефлексии. Вместе с тем, сегодня в педагогике возможности рефлексивных технологий используется не до конца.

Современная гуманистическая педагогика определяет содержание современного образования как ценностно-смысловое и ценностно-ориентированное. В свою очередь, в таком образовании не последняя роль отведена ценностной рефлексии.

Ценностная рефлексия – один из эффективных способов формирования и развития системы ценностных ориентаций, следствием которой является «выход» субъекта на уровень критического осмысления существующих ценностей и установок. Ценностная рефлексия является видом рефлексии, осуществляемой аксиологически. Следовательно, аксиологическое отношение представляет собой рефлексивную деятельность индивида, объектом которой являются индивидуальные ценности и формы их проявления, а средством – желаемое будущее индивида, описанное системой общечеловеческих ценностей и воспринимаемое индивидом как образец. То есть во время ценностной рефлексии представления об общезначимых ценностях играют роль образца, в отношении которого и рассматриваются существующие индивидуальные ценности. Ценностная рефлексия – это, в первую очередь, форма аксиологического отношения человека к своим наличествующим ценностям [3, c.20]. В основу рефлексии положено самопознание, а результаты рефлексивной деятельности ложатся в основу самоидентификации - установления тождества с самим собой, и определении форм и способов своего развития.

Ценностная рефлексия побуждает субъектов самостоятельно планировать саморазвитие, формирует у них научно-категориальный аппарат и научный стиль мышления, развивает методологическую культуру, помогает будущему специалисту найти себя [6, c.204]. Рефлексивную деятельность в образовательном процессе вуза можно рассматривать как условие, обеспечивающее познание самим студентом смысла и сути своей деятельности, и позволяющее будущему специалисту быть конкурентоспособным и эффективным в профессиональной сфере. Поэтому будущему специалисту важно получить навыки рефлексии своей деятельности, а также находить смысл в своей профессиональной деятельности. Формирование у участников образовательного процесса ценностного отношения к категории «знание», а также развитие у них рефлексивных и оценочных способностей своей деятельности, в том числе и по критерию ценности знания. Категории «знание» и «ценность знания» объединяют процесс обоснования выбора ценностей и морального выбора.

Педагогические методы, направленные на организацию ценностной рефлексии субъектов, можно назвать методами ценностной рефлексии [4, c.31]. Задача данных методов - организация деятельности индивидов, направленной на самопознание и самооценку последними собственной ценностной системы по сравнению с общественной системой ценностей, которая обладает качествами желаемого обществом будущего.

Организация ценностной рефлексии студентов осуществляется с помощью обращенных к ним вопросов. Наполнение вопросов зависит от того, какие ценности в данном конкретном случае берутся как цели воспитания. Ценностную рефлексию можно организовать с помощью беседы, опросника или анкеты.


Библиографический список

1. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность — путь к успеху. // Материалы научно-практической конференции «Стратегии педагогического успеха: пути и средства реализации» - Ростов-на-Дону, 2005. - 0.2 п.л.

2. Бережнова О.В. Рефлексия и саморазвитие личности - основные ценности гуманистического образования. - Годичное собрание ЮО РАО, XXIV Южно-Российские психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона».- Волгоград, 2005. - 0,1 п.л.

3. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психол. журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 17–33.

4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. – 95 с.

5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. / А.В. Кирьякова. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. – 188 с.

6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.