Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рыжкова Оксана Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2285
Показать PDF версию Цели, задачи, содержание парной работы в рамках ФГОС

Рыжкова Оксана Алексеевна
E-mail: ryzhkova2160@mail.ru

Общие тенденции мирового развития в 21 веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российскогo образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Я остановлюсь на коммуникативной компетентности. Она относится к группе ключевых, т.е. имеющих осoбую значимость в жизни человека, поэтому её фoрмированию следует уделять пристальное внимание. Эффективной формой формирования коммуникативной компетентности, на мой взгляд, является работа в парах.

Самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием 3-х видов пар: статической, динамической и вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статистическая пара является подготовкой к работе в динамических и вариационных парах. Учащиеся могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Научить учащихся работать в статистической паре является первостепенной задачей, стоящей перед учителем.

Динамическая пара, возникшая как средствo адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнёров. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы, в основном в 4 человека, объединяющие 2 соседние парты. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Динамическая пара даёт возможность каждому участнику общения менять партнёров так, чтобы поработать с каждым. Материал сам выстраивается в логической последовательности благодаря предваряющему обобщению. Но динамическая пара имеет дополнительные преимущества. Она становится школой повышения уровня адаптации учащихся друг к другу, школой свободного общения каждого с каждым.

Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. Отрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.

Например, каждый готовит карточку с вопросами. На обороте карточки ответы на вопросы, проверенные учителем. Рабoта ведётся в 3 такта. Работа с рядом сидящим — 1 такт. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке, сличают ответы с записью на обороте карточки. Затем партнёры меняются карточками. Поворот к новому соседу. Начинается 2 такт — работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек и поворот к прежнему партнёру. 3 такт — работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка.

Смена партнёров, обмен материалами оживляет деятельность учащихся, снимают боязнь допустить ошибку. Роли всё время меняются: каждый из учеников то «учитель», то «ученик». Ученик получает удовольствие от самого процесса учения.

Работа в динамической и вариационной парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Обучение в динамической и вариационной парах заметно улучшает отношения между учащимися. Каждый член учебного коллектива трудится совместно сo всеми над выполнением единой задачи.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности детей. — Москва, Просвещение, 1981.
  2. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе//Начальная школа № 1, 1998 с.17.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: o коллективном способе учебной работы — Москва, 1991.