Евразийский
научный
журнал

Типология научно-популярных журналов в периодических печатных изданиях России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мурзагалиева Томирис Ердосовна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 3611
Показать PDF версию Типология научно-популярных журналов в периодических печатных изданиях России

Мурзагалиева Томирис Ердосовна,
студентка 3 курса Гуманитарного института,
специальность журналистика,
Владимирского государственного университета
имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,
РФ г. Владимир
E-mail: tomiris_murzagalieva@mail.ru

Аннотация: в данной статье мы проанализируем типологию научно-популярных журналов в России. Журналы подобного типа, являются одной из групп, которые по тематическому признаку выделяются из общего класса журнальной периодики. Исследования типологии научно-популярных журналов проводились в разные годы в советской и постсоветской России. Наша задача проанализировать типологию журналов России на современном этапе.

Ключевые слова: типология, научно-популярные, журналы, издание, Россия. На сегодняшний день, последнее исследование, посвящённое уже российским журналам, провела В. А. Парафонова[1] и предложила наиболее полную классификацию научно-популярных журналов по аудиторному, целевому и тематическому признаку. Автор указывает, что цель научно-популярного журнала можно разделить на несколько составляющих: информационную, когнитивную (расширение базы знаний), практическую или прикладную (выработка навыков и умений), и коммуникативную — создание круга общения по интересам. По тематике и содержанию существует два типа научно-популярных журналов — универсальные, проблематика которых тематически не ограничена, рассчитанные на массового читателя, и специализированные, посвящённые определённым областям знания и рассчитанные на читателя- неспециалиста с определённым кругом интересов. В свою очередь специализированные делятся на две группы — политематические и монотематические. Последние, из перечисленных журналов, могут быть гуманитарными, техническими и естественнонаучными. Политематические журналы, В. А. Парафонова предлагает классифицировать на смешанные, в которых сочетаются естественнонаучные, технические и гуманитарные темы; на междисциплинарные, в которых фундаментальные и междисциплинарные науки объединены для рассмотрения одной научной темы; и на всеохватывающие, которые нацелены на выполнение практических задач. На этом деление, кажется недостаточно полным. Также существует мнение, что журналы, популяризирующие науку, должны быть изначально классифицированы и по их социокультурным функциям, им должны быть присвоены номинации: научно-популярные и научно-познавательные. Научно-познавательными, по мнению М. В. Литке, можно назвать журналы, которые, "обращаясь к реальности во всём её многообразии, исходят из принципов научного познания и опираются на результаты наук как достоверные, адекватные задачам объективного описания и объяснения мира на всех его уровнях, во всем его своеобразии связей и отношений«[2]. Понятие же научно-популярных журналов уже и является подтипом научно-познавательного издания. Если учесть целевое назначение журналов, возможно исследователь имел в виду, что научно-популярные издания выполняют в большей степени функцию информирования и расширения базы знаний, а научно- познавательные служат в основном для прикладной и коммуникативной цели, выполняя функцию выработки навыков и создания круга общения, при этом тоже расширяя кругозор. Также российские научно-популярные журналы выходят для разных аудиторий, которые делятся по признаку образованности (высоко-, средне-, низко-, образованные), по направленности интересов (гуманитарные, естественные и технические) и по возрасту (взрослые, молодёжные, детские). Мы предлагаем не заострять внимание на аудиторных признаках научно- популярных журналов, а рассмотреть их в зависимости от тематико- содержательных и функциональных характеристик. Наблюдая за современными научно-популярными журналами и основываясь на исследованиях В. А. Парафоновой и М. В. Литке, мы считаем, что по тематико-функциональному признаку их можно разделить на три следующих типа: собственно-научные, познавательные и развлекательно- просветительские. Собственно-научные обращаются к новостям науки и научным исследованиям. Такие журналы адресованы высокообразованной аудитории, состоящей из взрослых и молодёжи. Их цель — представить читателям научное знание, познакомить с результатами деятельности учёных, дать им оценку. Материалы таких изданий создаются с использованием первоисточников, с привлечением научных работников, часто сами учёные сами с ними сотрудничают. Для понимания публикаций требуется хотя и не специальный, но достаточно высокий уровень знаний. Часто к научным, могут быть отнесены специализированные и, в частности, естественнонаучные журналы. Примером может служить журнал «Химия и жизнь», который как раз специализируется на освещении естественно научных тем, что понятно из названия, однако в номерах журнала встречаются статьи и по лингвистике, и по истории, а также регулярно печатаются научно-фантастические рассказы. Журнал публикует научные новости, рассказывает о результатах исследований. Основной функцией журнала является ознакомление читателя с научными исследованиями и объяснение явлений жизни посредством научного знания. Следующий тип — познавательные журналы, которые фокусируются не столько на науке, а посвящены общеобразовательной информации, их основная цель — расширение кругозора читателя, его базы знаний, информирование об общекультурных и общенаучных событиях. Они адресованы главным образом на среднеобразованного массового читателя из взрослой, молодёжной и части детской аудитории. Часто это журналы универсальные по тематике. Язык их более прост, в сравнении с научными журналами, все термины и понятия разъясняются, читателю не требуется значительный багаж знаний для понимания. Примеры познавательно журнала — «Вокруг света», «Знание — сила», «Машины и Механизмы». И третий выделяемый нами тип — развлекательно-просветительские журналы, целью которых, прежде всего, является привлечение внимания читателя, создание досуга, круга общения по интересам. Но вместе с тем и информирование о каких-либо научных или околонаучных событиях сенсационного характера, просвещение, расширение кругозора, распространение прикладного знания. Такие журналы направлены на малообразованную аудиторию читателей, поэтому язык их предельно прост, материалы могут подаваться в манере, характерной бульварным изданиям. Таков, например, исторический журнал «Загадки истории», который зачастую и воспринимается как «жёлтое» издание с характерными заголовками и темами. Мы рассмотрели типологию и некоторые типологические особенности научно-популярных журналов России, стало очевидно, что понятие научно-популярного журнала синкретично, к нему могут быть отнесены, в принципе, все просвещающие издания. Каждый из этих трёх типов научно-популярных журналов, классифицированных по функционально-целевому признаку, разумеется, далее делится в зависимости от тематической направленности. Но заметим, что сложно однозначно разделить все научно-популярные журналы на «чистые» типы по функциональному признаку, чаще в журналах проявляются смешанные типологические характеристики.

Список используемой литературы:

  1. Парафонова В. А. Типологические особенности современных научно-популярных журналов России (1992–2008 гг.). ‒ М., 2008.
  2. Цит. по: Литке М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. —  3 ‒ 2014. ‒ С. 60.