Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Тестирование как форма контроля при обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кравченко Оксана Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 4240
Показать PDF версию Тестирование как форма контроля при обучении иностранному языку

Кравченко О.В.,
канд.фил..наук, доцент
кафедры немецкого и французского языков
Таганрогского института имени А.П. Чехова
(филиала) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия, г. Таганрог
E-mail: aspiranttgpi@yandex.ru

Проблема контроля усвоения знаний всегда оставалась актуальной, так как контроль является одной из главных составляющих всей системы образования. В современных условиях, наиболее популярной формой контроля является тестирование, его исследованием занимаются многие педагоги и методисты (Цатурова И.А., Майоров А.Н, Челышкова М.Б.). Помимо преподавателей иностранных языков, тест вызывает большой интерес и у учащихся. Поэтому необходимо тщательно рассмотреть преимущества теста и его функциональные возможности.

По определению Азимова Э.Г. и Щукина А.Н «тест — это задание стандартной формы, выполнение которого позволяет установить уровень и наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов» [2, с.378].

Тесты представляют собой систему заданий, которые предоставляют возможность дать объективную, сравнимую и количественную оценку уровня подготовки учащихся по иностранному языку. Эти характеристики позволяют в полной мере управлять учебным процессом — то есть дают возможность корректировать содержание образовательных стандартов и программ, развивать методы преподавания, повышать эффективность занятий в целом. Профессор И.А. Цатурова выделяет следующие функции теста — контрольную, обучающую, воспитывающую, организующую. Тест позволяет определить у тестируемого степень его лингвистической и коммуникативной компетенций.[5, с.87]. Эта совокупность заданий обеспечивает однозначность ответов испытуемых. Разработка тестов ведется в соответствии с определенными нормами и обладает такими характеристиками эффективности, как валидность и надежность.

Майоров А.Н. выделяет ряд преимуществ тестирования перед традиционными способами оценивания. Во-первых, благодаря стандартизации составления, процедуры проведения и проверки, тест является качественным и объективным способом оценивания. Во-вторых, стандартизированная форма оценки, позволяет сравнить уровень достижений учащегося по иностранному языку со средним уровнем достижений учащихся в группе и уровнями достижений каждого из них, учитывая то, что тестирование обладает более широким интервалом оценивания, чем при традиционном способе оценивания [4, с.135].

Более того, тест — это гуманный инструмент, который ставит всех учащихся в равные условия, в рамках единой процедуры и единой системы оценки знаний. Немаловажным преимуществом тестирования является концентрация основных затрат на составление качественного инструментария. Увеличение количества аттестуемых ведет к пропорциональному увеличению затрат.

Несмотря на многочисленные преимущества, тестирование не может отменить традиционных форм контроля, основанных на непосредственном контакте учителя с учеником. Этот контроль имеет важные обучающие функции, хотя и носит во многом субъективный характер и не позволяет получить сопоставимые данные, столь необходимые для управления процессом образования [3, с.14].

В современной методике преподавания иностранных языков выделяют следующие виды тестовых заданий: перекрестный выбор, альтернативный выбор, множественный выбор, упорядочение, завершение, подстановка, трансформация, внутриязыковое перефразирование, межъязыковое перефразирование, клоуз-тесты [1, с.26].

Клоуз-тест, разработанный американским ученым Тейлором для определения сложности и понимания текста, представляет собой последовательный и логичный текст (это может быть как монолог, так и диалог) и предполагает восстановление пропущенных элементов,(как знаменательных слов, так и служебных) с помощью механизма антиципации. Успешность выполнения такого задания находится в прямой зависимости от того, насколько быстро учащийся может понять весь текст и определить связи между событиями или фактами, описанными в тексте. Такой тест определяет уровень владения лексикой изучаемого языка, степень развития языковой догадки и в целом общий уровень владения языком [6, с.314].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тестирование не заменяет традиционные формы контроля, однако выполняет важные обучающие функции и служит наиболее объективной оценкой знаний, умений, навыков учащихся. Тесты позволяют определить качество подготовки учеников, выявить пробелы в психологически комфортных условиях, являясь при этом наиболее эффективным с экономической точки зрения инструментом.

Библиографический список

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп.(1 изд.1996) М.: Адепт, 1998. — 217 с.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания иностранных языков).- М.: Икар, 2009. — 448 с.
  3. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 239с.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-центр, 2002. — 296 с.
  5. Цатурова И.А., Балуян С.Р., Тестирование устной коммуникации / Учебно-методическое пособие. Гриф министерства образования РФ. — М.: Высшая Школа, 2004. — 127с.
  6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 432 с.