Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Терминологический анализ понятия «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Буденкова Евгения Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3138
Показать PDF версию Терминологический анализ понятия «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров»

Буденкова Евгения Александровна
ФГБОУ «Красноярский государственный педагогический университет
имени В.П. Астафьева», Россия, Красноярск
Соискатель кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Budenkova Evgenia Aleksandrovna
V.P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University,
Russia, Krasnoyarsk
Applicant of the general pedagogy and instructional technologies department

Terminological analysis of the notion «development of bachelor students’ key competences»

Аннотация. Статья посвящена результатам терминологического анализа понятия «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров», последовательность которого представлена понятийным рядом – «компетенции» – «общекультурные компетенции» – «общекультурные компетенции студентов-бакалавров» – «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров». Полученные результаты позволили уточнить данное понятие в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

Abstract. The article is dedicated to the terminological analysis results of the notion «development of bachelor students’ key competences», the sequence of which is presented by the following notional row – «competences», «key competences», «key competences of bachelor students», «development of bachelor students’ key competences». The attained results allowed to refine this notion under conditions of the new higher education standards implementation.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, общекультурные компетенции, общекультурные компетенции студентов-бакалавров, формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров.

Keywords: competence-based approach, competences, key competences, key competences of bachelor students, development of bachelor students’ key competences.

Понятия «компетенции», «общекультурные компетенции», «общепрофессиональные компетенции», «профессиональные компетенции», являющиеся базовыми в государственных образовательных стандартах высшего образования нового поколения, в научном сообществе вызвали дискуссию, обусловленную их различным толкованием. Данные понятия представляют собой ключевые единицы терминологического фонда компетентностного подхода, который рассматривается, вслед за Р.Н. Азаровой и Н.М. Золотаревой, как методологический подход к определению целей и отбору содержания образования, организации образовательного процесса и оценке его результатов, обеспечивающий его практикоориентированность и личностную направленность [1, с. 24]. Среди ученых, занимающихся проблемой терминологического фонда компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), нет единой концепции определения этих понятий.

Изучение нормативно-программной документации и научной литературы (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Э.Э. Сыманюк и др.) позволило выявить разнообразие понятийного наполнения термина «компетенция». Ряд исследователей (В.И. Николаева, З.В. Якимова) с опорой на теоретические разработки В.И. Звонникова, М.Б. Челышковой, Э.Ф. Зеера выделяют следующие подходы к определению понятия «компетенция»: поведенческий, функциональный, интегративный и экспертный [2, с. 15–16]. В рамках исследования обобщены подходы к определению понятия «компетенция» (рисунок 1), использующие следующую теоретическую основу: теория социального детерминизма (Т. Парсонс, П. Сорокин); принцип результативно-целевой направленности образования (И.А. Зимняя); теоретическое обоснование интегральных конструктов образования (R. Bader); теория самоактуализации личности (А. Маслоу); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Рис.1.jpg

Рисунок 1 – Схема. Определения понятия «компетенция»

Мы полагаем, наиболее актуальными подходами к определению понятия «компетенция» в современной образовательной ситуации являются результативно-целевой, интегративный, личностно-ориентированный подходы, которые позволяют, опираясь на научные взгляды С.В. Зенкиной [3], определить компетенции в качестве планируемых индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательной программы, выражающихся в изменении в их когнитивных, операциональных, мотивационно-ценностных личностных ресурсах, которые обеспечивают их способность успешно действовать при решении профессионально значимых проблем.  Уточним, что, когнитивные, операциональные и мотивационно-ценностные личностные ресурсы определяются в исследовании следующим образом: когнитивные личностные ресурсы – теоретические знания, имеющие отношение к научной или академической области, интеллектуальные навыки; операциональные личностные ресурсы – знания операциональной составляющей целевой деятельности, включающей техники, процедуры, умения и навыки; мотивационно-ценностные личностные ресурсы – личная вовлеченность, осознание ценности деятельности и своего личного вклада, конкретизирующиеся в мотивах деятельности.  

Следующим базовым понятием нашего исследования является «общекультурная компетенция». Считаем, что целесообразно остановится лишь на некоторых из определений данного понятия, представляющих наибольший интерес для нашего исследования (рисунок 2). 

Рис.2.jpg

Рисунок 2 – Схема. Определения понятия «общекультурная компетенция»

Базируясь на понимании общекультурной компетенции как образовательного результата и интегративного конструкта образования в контексте непрерывного личностного саморазвития, дадим наше понимание компетенции студентов-бакалавров как видового понятия. На основании проведенного терминологического анализа определений данного понятия, представленных в работах О.М. Дробышевой, А.И. Конопля, А.И. Лазарева, Л.П. Лазуриной, В.В. Литвиновой, Н.С. Степашова, сформулирована собственная позиция: общекультурные компетенции студентов-бакалавров – это планируемые индивидуальные результаты освоения студентами общекультурных знаний по завершении образовательной программы бакалавриата, выражающиеся в изменениях в их когнитивных, операциональных, мотивационно-ценностных личностных ресурсах, которые формируют основу для их профессиональной готовности и мобильности в условиях современной социокультурной среды.

Обобщая подходы к определению понятия «формирование ОК студентов-бакалавров» (рисунок 3), отметим, что они опираются на следующую теоретическую

Рис.3.jpg

Рисунок 3 – Схема. Определения понятия «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров»

основу: системный подход к обучению и развитию личности (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепции культурных факторов формирования личности (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, В.С. Библер) и целостного развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); педагогические идеи о саморазвитии личности (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); теории поликультурной среды (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, М.Ф. Пафова, Л.Л. Супрунова) и концепции информационно-коммуникационной образовательной среды (С.В. Зенкина, И.В. Роберт, Е.С. Полат) к развитию личности; положение о формировании компетенций средствами содержания образования (А.В. Хуторской) и теоретические положения интеграции содержания образовании (М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев).

Опираясь на методологию TUNING, согласно которой: компетенции формируются в рамках различных элементов образовательной программы, и не могут быть полностью сформированы средствами одной учебной дисциплины; приобретение обучающимися компетенций представляет собой «…интегративный процесс, в котором кроме содержания образования важны также формы и технологии обучения и преподавания» [4, с. 38], сформулирована собственная позиция: формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров – это целостный, междисциплинарный, технологично выстроенный педагогический процесс трансформации личностных ресурсов студентов (когнитивных, операциональных, мотивационно-ценностных) при освоении ими общекультурного содержания программы бакалавриата, обеспечивающий их продуктивную профессиональную деятельность в современной социокультурной среде. 

Таким образом, проведенный терминологический анализ понятия «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров», последовательность которого представлена понятийным рядом – «компетенции» – «общекультурные компетенции» –«общекультурные компетенции студентов-бакалавров» – «формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров» позволил уточнить данное понятие в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

Литература

  1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с.

  2. Николаева В.И., Якимова З.В. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 13–22.

  3. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореферат дис. ... доктора пед. наук. М., 2007. 43 с.

  4. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии» / Под ред. И. Дюкарева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 86 с.