Евразийский
научный
журнал

Теория государства и права

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Актемирова Дина Киримовна, Амбарцумян Вардгес Артурович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1113
Показать PDF версию Теория государства и права

Актемирова Дина Киримовна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Амбарцумян Вардгес Артурович
студент 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

E-mail: aktemirova.dina@mail.ru

Древнейшие государства, обычно возникали на социально-экономической основе земледельческого общества. Создание первых городов-государств происходит в Месопотамии и Горном Перу в IV-III тысячелетиях до н. э., создавались они в разное время и независимо друг от друга.

Город-государство являлся селением, где проживали общинники-земледельцы, главным признаком которых была свобода. Селились они не по родству, как это происходило раньше, а по территориальному принципу. Такие общины представляли собой соседние общины, а не родовые. Город-государство был административно-хозяйственным религиозным центром селения и прилегающей к нему местности. Основным слоем населения в городах-государствах были жрецы, чиновники и вожди. Следовательно, такие города являлись центром трех важнейших направлений: идеологического лидерства (нахождение храма на данной территории), управление городской общиной.

Город-государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению. Стали появляться кварталы горшечников, медников, портных и других ремесленников. Благодаря такому принципу выделяется знать, присваивающая общественные должности и передающая их по династическому механизму — от родителей детям. Типичным средством образования господствующих слоев вместо присвоения прибавочного продукта, стал наследственный механизм передачи должностей.

Город-государство по отношению к прилегающим территориям выполняет следующие функции государственного управления[1]:

1) управление земледелием общины;

2) организация военных походов против других городов-государств и защита от военных нападений;

3) выполнение общественных ритуалов и обрядов;

4) создание и распределение фондов на случаи военных нападений, стихийных бедствий и т. п.;

5) рассмотрение и разрешение споров;

6) осуществление сначала межгосударственного продуктообмена, позже товарообмена;

7) все присущие главному городу государства функции.

Немаловажные функции городов—государств потребовали разветвленного аппарата управления, который прежде состоял и социальных структур управления общиной, позднее которым занялся образовавшийся класс людей, распределивший между собой исключительно управленческие функции. Постепенно исчезла практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, любых управленческих структур. Раннеклассовое общество в лице города—государства обрело структурное, политическое и территориальное образование.

Политическую форму данное образование носило в первую очередь потому, что стало выражать и защищать интересы всего социума, затрагивая все группы, осуществлять внешние и внутренние функции — военные походы, взимание дани, оборону и др., т. е. выражать политику.

Государство представляло собой структурную организацию, что означало выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого стали организационная деятельность и государственное управление. Этот слой людей составил аппарат государства, т.е. первичную бюрократию, которая выполняет управленческие функции. Аппарат государства для своего содержания нуждался в денежных средствах, которые поступали от народа в виде дани, налогов, иных средств.

Для выполнения своих управленческих функций аппарат наделяется властью, имел возможность в необходимых случаях применять принуждение для подчинения других слоев населения или отдельных лиц. Это обусловило появление органов принуждения: полиции, тюрем, суда, армии и прочих. Однако главной задачей государственного аппарата оставалась функция управления, т.е. выполнения общесоциальных целей, например регулирование производственной деятельности, духовной жизни общества.

Государство, как территориальное формирование, разнится от первобытного строя, где социальные институты базировались на родстве. Оно интегрирует население определенной территории, которая устанавливается территорией города — государства[2].

В заключении можно выделить группу главных факторов, благодаря которым возникли города-государства. Социальными предпосылками выступили замещение полигамных отношений моногамными, проявление семьи в лице самостоятельного субъекта промышленных отношений и частной собственности. Роль экономических факторов сыграли переход от присваивающей экономики к производящей, появление частной собственности. Политическими условиями послужили: появление института публичной власти, которая приобрела профессиональный характер; передача должностных полномочий по наследству; становление налоговой системы для содержания государственного аппарата управления. Территориальный (географический) фактор — чередование кочевого образа жизни оседлым и консолидация общества на определенной территории, которая помимо географического значения усваивает и социально-политическую трактовку, то есть все лица, находящиеся на ней, покоряются власти и законам (нормам, правилам), установленным на настоящей территории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 351 с.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. — М.: Наука, 2004. — 317с.