Евразийский
научный
журнал

Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Павлив Анастасия Ивановна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 5116
Показать PDF версию Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия
Павлив А. И.,
аспирант кафедры Финансы и кредит
Таврической Академии им.В.И.
Вернадского Крымского Федерального Университета
Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.

Ключевые слова: стратегическое управление, финансовая стратегия, финансовый план, финансовое состояние.

Постановка проблемы: Современные условия функционирования рыночной экономики показали несовершенство подходов к системе управления финансово-хозяйственной деятельностью многих предприятий. Стало необходимым планировать дальнейшее функционирование и развитие предприятия на основе реально имеющейся экономической ситуации ситуации. Анализ денежных потоков и затрат, поиск дополнительных источников финансирования, рентабельность инвестиций, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка грамотной учетной и налоговой политики – все это является главными направлениями деятельности современных предприятий. В этой связи проблемы разработки и реализации финансовой стратегии приобретают особую актуальность.

Анализ последних исследований и публикаций: Вопросам стратегического финансового управления предприятия посвящено множество научных трудов отечественных и зарубежных ученых, таких как Бланк И. А., Вилькомир А.К., Гениберг Т. В., Грант Р. М., Томпсон А. А., Давыдова Л. В., Каратуев А. Г. и др. Накопленный уровень научных знаний в области финансового менеджмента требует более детального и глубокого изучения вопросов, касающихся теоретических и методологических основ разработки и реализации финансовой стратегии предприятий.

Цели исследования: Обобщение и систематизация теоретических и методологических основ финансовой стратегии предприятия, а также ее роль и значение в эффективности деятельности предприятия.

Изложение основного материала.

На сегодняшний день при разработке финансовой стратегии деятельности фирмы большинство менеджеров пользуются основными принципами концепции «стратегического управления», которая активно применяется с начала 70-х годов в крупных корпорациях США и стран Западной Европы. Это вызвано рядом факторов. Высокие темпы роста ВВП и других макроэкономических показателей, автоматизация производства и научно-технический прогресс, необходимость адаптации к конъюнктуре финансового рынка, нерациональная государственная политика в области экономики и финансов обусловили невозможность для руководства корпораций эффективно принимать управленческие решения на основе опыта прошлых лет и традиционных способов и методов финансового менеджмента. Так, возникла необходимость перехода от долгосрочного планирования к концепции стратегического управления деятельностью фирмы.

Концепция стратегического управления отражает политику предприятия (включая и финансы), представленную в системе принципов и основных целей его деятельности, характере взаимосвязи субъекта и объекта управления, механизме взаимодействия между элементами хозяйственной и организационной структуры, а также формах и способах их адаптации к изменяющимся условиям макросреды [7, c. 124].

Сущность концепции стратегического управления состоит в разграничении видов стратегий развития предприятия по трем уровням: корпоративная, стратегия бизнес-единиц и функциональные стратегии. На рис. 1 представлена иерархия разработки стратегий деятельности предприятия.


Рис. 1. Модель концепции стратегического управления предприятием

Исходя из рис. 1 первоначально разрабатывается корпоративная стратегия, целью которой является определение основных перспектив и направлений деятельности предприятия в целом. Например, выбор направлений диверсификации деятельности, методов и инструментов размещения инвестиций, усиление конкурентных преимуществ предприятия на рынках и т.д. На следующем этапе разрабатываются стратегии так называемых «бизнес-единиц», направленные на повышение конкурентных позиций отдельно взятых видов бизнеса и повышения их рентабельности. На третьем этапе формируются функциональные стратегии, которые разделяются в зависимости от основных видов деятельности предприятия [1, c. 10].

Некоторые ученые выделяют также операционные стратегии, направленных на решение текущих задач предприятия (например, уплата налогов, закупка сырья и материалов, проведение расчетов с поставщиками и покупателями, выплата дивидендов и т.д.)

Таким образом, финансовая стратегия предприятия является частью его функциональной стратегии. Важность финансовой стратегии заключается в том, что именно с помощью финансов можно сбалансировать и скорректировать принятые решения, при этом минимизировав все риски для деятельности предприятия, не изменяя главной цели. С другой стороны, финансовые ресурсы являются одновременно и фактором ограничения, т.к. они постоянно находятся в обороте и привлечение дополнительных источников финансирования всегда связано с определенными затратами и рисками для успешного функционирования предприятия в целом.

В экономической литературе существует много подходов к определению сущности финансовой стратегии предприятия. Если рассматривать стратегический менеджмент, то финансовая стратегия представлена как часть функциональной стратегии. В финансовом менеджменте сущность финансовой стратегии отражена с помощью таких терминов как: долгосрочное инвестирование, структура капитала, дивидендная политика, кредитная политика, управление оборотным капиталом, материальными и нематериальными активами, финансовое планирование и прогнозирование и т.д.

Следовательно, теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности функционирования предприятий в рыночных условиях хозяйствования, а также разрабатывает способы, механизмы и формы выживания и адаптации предприятия в новых условиях [9, c. 19].

Большинство отечественных авторов дают определение финансовой стратегии предприятия как системе направлений развития предприятия, необходимых для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе, однако в пределах определённой миссии предприятия. Реализация финансовой стратегии возможна путём мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов.

С позиции Геращенко И.П. под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [4, c. 87].

Вилькомир А.К. дает следующее определение: «Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации» [2, c. 43]. Согласно позиции Игонина Л.Л., «финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его деятельности и способствующей реализации основной стратегической цели – максимизации благосостояния собственников» [5, с. 6].

Наиболее полно сущность понятия финансовой стратегии отражается в определении, которое сформулировано Бланком И.А.: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [1, c. 31].

Учитывая цикличность экономики и непостоянную динамику показателей развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов (а следовательно максимальную доходность и высокие риски) и открытый доступ к ним со стороны всех финансовых субъектов, взаимозависимость отдельных субъектов от динамики мирового рынка и наоборот, следует сформировать ряд положений, которые необходимо рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии.

С позиции Хоминич И. П. финансовая стратегия включает в себя следующие компонеты: анализ финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности, оптимизация структуры капитала предприятия; распределение прибыли и дивидендная политика; организация наличных и безналичных расчетов; налоговая и ценовая политика, политика в сфере эмиссии, купле-продажи ценных бумаг [8, c. 31].

Используя подход Т.В. Гениберг, Н.А. Иванова, О.В Полякова, охарактеризуем компоненты финансовой стратегии:

  1. Стратегия на рынке ценных бумаг охватывает сектор формирования основного капитала предприятия (например, размещение акций компании, выпуск собственных облигаций и т.д.).
  2. Стратегия на рынке денег охватывает сектор формирования оборотного капитала предприятия (финансовые отношения, связанные с краткосрочными денежными обязательствами фирмы, мобилизацией временно свободных денежных средств, покупка и реализация краткосрочных инвестиций).
  3. Сектор формирования дополнительных направлений развития бизнеса и капитальных вложений (реальные инвестиции, финансовые инвестиции, интеллектуальные инвестиции).
  4. Сектор формирования рентабельности фирмы, ее жизнеспособности и финансовой стабильности [3, c. 70].

В своих публикациях Бланк И.А. выделяет доминантные сферы (направления) финансового развития предприятия:

  • стратегия формирования финансовых ресурсов, главной задачей которой является создание потенциала финансовых ресурсов предприятия, достаточного для удовлетворения потребностей, связанных с его развитием;
  • инвестиционная стратегия, реализация которой позволяет рационально использовать финансовые ресурсы предприятия, правильно распределять их в зависимости от направлений и форм инвестирования, учитывая критерий соотношения риска и доходности;
  • стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия, что позволяет обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в процессе стратегического развития;
  • стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия в стратегической перспективе [1, c. 18].

Таким образом, обобщив и систематизировав указанные выше подходы, можно сделать вывод, что под финансовой стратегией следует понимать все перспективные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия в долгосрочном периоде. Она вырабатывается на основе анализа финансового состояния, анализа результатов хозяйственной деятельности, эффективности и качества управления предприятием, прогнозов состояния и анализа динамики рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков (кредитных, инвестиционных, валютных и т. д.), а также анализа сильных и слабых сторон предприятия, его конкурентных позиций. Следовательно, можно определить основные цели финансовой стратегии предприятия, которые будут достигаться на этапе ее реализации (рис. 2).


Рис. 2. Цели финансовой стратегии предприятия

Исходя из данных, представленных на рис. 2 сущность финансовой стратеги предприятия состоит в определение приоритетных целей и системы мероприятий по их достижению в области формирования финансовых ресурсов, оптимизации структуры капитала и эффективного использования активов, соответствующих общей концепции развития предприятия и обеспечивающих ее реализацию [7, c. 16-17].

Ряд экономистов (Илышева Н. Н., Тимофеева Е. С., Игонина Л.Л.) подчеркивают временной характер достижения целей, поставленных в ходе разработки финансовой стратегии предприятия. Поэтому в зависимости от периода времени, необходимого для реализации финансовой стратегии различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей) [6, c. 10].

Генеральная финансовая стратегия разрабатывается сроком на 1 год. Данная стратегия является часть общей стратегии предприятия и охватывает взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Генеральная финансовая стратегия решает проблемы, связанные с формированием и анализом годовой финансовой отчетности предприятия, дивидендной политикой, уплатой налога на прибыль, расчетом эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов и т. д [8, c. 94].

Под оперативной финансовой стратегией понимают текущее распределение и использование финансовых ресурсов (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), обычно ее разрабатывают на квартал или месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчёты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), Реализация данной стратегии создаёт возможность спрогнозировать на планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени [7, c. 93].

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом, качественном и быстром исполнении текущих финансовых операций, что во многом определяется кадровой составляющей предприятия, степенью подготовки и квалификации менеджеров, а также качеством организационной структуры управления предприятием.

Выводы. Эффективность функционирования, рентабельность деятельность, конкурентоспособность предприятий зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, являющейся главной составляющей общей корпоративной стратегии предприятия. Финансовая стратегия обуславливает поведение предприятия на рынке, формирует его рыночную позицию, оперируя источниками финансирования и направлениями использования финансовых ресурсов предприятия. Успех финансовой стратегии предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.













Литература

  1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2004. – 720 с.
  2. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса / А. К. Вилькомир // Аудит и финансовый анализ. – 2011. –№3. – С. 15–20.
  3. Гениберг Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы / Гениберг Т. В., Иванова Н. А., Полякова О. В. // Научные записки НГУЭУ. – 2009. – № 9. – С. 68 –88.
  4. Геращенко, И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография / И.П. Геращенко. – СПб.: Книжный Дом. – 2009. – 352 с.
  5. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие // Социально-экономический ежегодник 2004. Краснодар: ЮИМ, 2004. –С. 81 –107.
  6. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и анализ / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов // Финансы и кредит. – 2004. – №17. –С. 8 –17.
  7. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М. : ИД Вильямс, 2006. – 928 с.
  8. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 1998. – с.156.
  9. Яковлева, И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике / И.Н. Яковлева. – М. : Профессиональное издательство, 2009. – 336 с.