Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Технология организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Новокрещёнова Лидия Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2858
Показать PDF версию Технология организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Новокрещёнова Лидия Анатольевна
Воспитатель ВКК, Россия, г. Борисоглебск
Email: Novokreshenov3001@yandex.ru
МКДОУ БГО Детский сад №12

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Гласит китайская пословица.

В своей работе я стараюсь придерживаться этих слов, ведь в каждом ребенке живет маленький исследователь, который готов ежесекундно покорять новые вершины и изучать неведомые горизонты. И тому подтверждение – любознательность детей, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Дети стремятся к активной деятельности и мне, как педагогу важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

С утверждением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития, и поэтому, актуальность этой темы очевидна.

Я пришла к тому, чтобы  в основу своего педагогического опыта положить поэтапную работу с целью создания комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка.

Перед собой я поставила ряд задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

  • расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Свою работу я начала с того, что проанализировала методическую литературу разных авторов и нашла много интересных идей.

Я стараюсь строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов деятельности. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Использование этого метода пропагандировали такие педагоги, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, К.Д.Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н.Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

На мой взгляд, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его средой обитания, взаимоотношениях с другими объектами.

Содержание   исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло);

  • о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;

  • о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот;

  • о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.;

  • о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт;

  • о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

Эффективной формой работы, исходя из практики моей работы, наряду с занятиями и экспериментированием, является метод проектов. 

Проект  специально организуется взрослым и выполняется детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога-ребенка-родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области. А мои маленькие почемучки «проживают» тему в разных видах деятельности и  не испытывают сложности перехода от предмета к предмету, усваивают больший объем информации, осмысливают связи между предметами и явлениями.

В своей работе совместно с родителями и детьми успешно реализованы краткосрочные проекты «Песочный конус», «Царство света и тени». Наибольший интерес вызвал долгосрочный проект «Мир разноцветных идей развивает детей». В рамках проектной деятельности с детьми были созданы пособия «Карта мира», «Ходит капелька по кругу», «Удивительное под водой», макеты гор для экспериментирования, проводились опыты «Эффект радуги», «Разноцветные растения». Совместно с родителями создана коллекция значков, магнитов, сувениров из разных стран, макет «Наша планета». Итогом творческой работы стало создание книги «Юные путешественники познают и изучают».

Для качественной и продуктивной работы в группе создана предметно- пространственная развивающая среда. Оборудованы и постоянно оснащаются познавательные центры: «Детская лаборатория почемучек», «Коллекция камней», «Центр  измерительных приборов», «Центр Солнечной системы», «Центр научной литературы», «Центр игры», мини-центр «О чем хочу узнать завтра» и т.д.

В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя учеными и исследователями, художниками, творцами и скульпторами. А моя задача  состоит в том, чтобы по максимуму помочь, моим воспитанникам в организации их опытно исследовательской деятельности.

Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при условии тесного взаимодействия всех: детей, специалистов, родителей. Мои родители не только подсказывают идеи, но и активно сотрудничают со мной, помогая мне объединить усилия в создании условий, для познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование.

Результатами нашей работы стали показатели   мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний удалось повысить до 93 % высокого и среднего уровня

Вот таким образом и проходят наши радужные рабочие будни. Каждый день насыщен разными красками познавательно-исследовательской деятельности.

В процессе своей деятельности я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в – четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».