Евразийский
научный
журнал

Свобода и справедливость – основа демократического государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алипулатов Ильман Субханович
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1385
Показать PDF версию Свобода и справедливость – основа демократического государства

Ильман Субханович Алипулатов,
Дагестанский Государственный Универститет,
заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ
политолог, кандидат филологических наук, доцент.
Электронный адрес: Alipulatov@mail.ru

Ilman Subhanovich Alipulatov,
Dagestan State University,
head of the department of electronic mass media of DGU,
political scientist, candidate of philological Sciences, associate Professor.
Email: Alipulatov@mail.ru

Freedom and justice – a bases of the democratic state

Abstract: In article the importance of a question of prospects of the Russian democracy which has to have mechanisms of continuous and direct action, effective channels of dialogue, public control, communication and "feedback" is considered. The main idea of social justice and modern development of Russia and Dagestan consists that the rights and freedoms of the person are priority in relation to all other laws.

Keywords: democracy, power, justice, rights and freedoms of the person.

Аннотация: В  статье рассматривается  значимость  вопроса о перспективах российской демократии, которая должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации и «обратной связи». Главная идея социальной справедливости и современного развития России и Дагестана состоит в том, что права и свободы человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам.

Ключевые слова: демократия, власть, справедливость, права и свободы человека.  

Сегодня нашему государству, чтобы сохраниться в мире в качестве великой страны и не стать жертвой очередной революции, нужно найти ответ на главный вызов современности – запрос общества на справедливость и, прежде всего,  экономическую справедливость, ибо разрыв между богатыми и бедными зашкаливает все разумные пределы, становится опасным фактором социальной апатии.

Так современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами социального расслоения общества, которая является одним из катализаторов протестной активности. И на данном этапе развития правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости. Вряд ли способствует установлению социального мира и то обстоятельство, что в стране, в республике, где десятилетиями насаждались идеалы равенства и братства, богатые тратят на жизнь в десятки раз больше, чем бедные.

С точки зрения наших соотечественников демократия – это, прежде всего работающая система, ориентированная на идею общего блага, эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабами борьбы с коррупцией, реальным обеспечением личных  и коллективных прав и свобод и т. п. [1, с.25].

Очевидно, что по многим из этих показателей отечественная демократия все еще  не соответствует этому в полной мере. Тем более что, социально-экономические и политические отношения, реализованные за последние 20 лет, сформировали существенные дисбалансы в обществе.

Недовольство рождается там, где отсутствуют объединяющие ценности, качества незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя, такие как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека, несправедливость, обман, двойные стандарты и высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона.

По утверждению многих  экспертов и известных ученых, ответ на данный вызов необходимо искать в справедливости распределений доходов в триаде участников, создающих  новую стоимость, - это, во-первых, капитал, и, во-вторых, труд, представленный наемными работниками, и в третьих, государство, являющееся  собственником природных ресурсов.

По мнению кандидата педагогических наук Валентины Лебедевой, «Честность, открытость и прозрачность становятся главными игроками в политике и экономике на планете Земля. Вот главный вывод, который следует из практического применения парадигм XXI века. Экономика государства определяет политику. Если экономическая деятельность осуществляется несправедливо, непрозрачно, на обмане неимущих слоев населения со стороны более имущих, то и политика такого государства будет характеризоваться такими же характеристиками» [2, с.407].

Сегодня многие наши соотечественники говорят о коррупции, взяточничестве, куначестве, несправедливости  в кадровой политике. Главным критерием в подборе и расстановке кадров  должен стать профессионализм и пропорциональное представительство всех народов во властных структурах. Особенно это является целесообразным в условиях нашей республики, многонациональный  состав которой диктует  введение принципа назначения  министров, руководителей республиканских  министерств, ведомств, других государственных структур на заранее  оговоренный срок 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.

С имиджем у государственных кадров тоже есть серьезные проблемы. По данным Института социологии Российской Академии наук, главным пороком отечественного чиновничества большинство россиян считает равнодушие к людям.  На второе место ставят продажность госслужащих. И третье – неуважение к интересам страны. И только потом в этом своеобразном рейтинге следуют такие отрицательные качества, как некомпетентность и низкий профессиональный уровень.

В мировой практике имеются давно отработанные правила, по которым люди отбираются на руководящую работу. При  этом учитываются физические и умственные способности, потенциал человека, знание предмета, которым предстоит руководить культурный кругозор, чувство социальной справедливости.

По словам доктора политических наук, профессор Абдул-Насира Дибирова, политические  партии  сговариваются и по кадровым назначениям на государственные должности вплоть до муниципального уровня. Именно в этих не простых условиях крайне важен не показной, а настоящий авторитет и достоинство руководителей страны, республики, а также муниципальных образований городов и районов, в т.ч. сельских поселений [3].

К сожалению, многие сегодня еще не знают, что местное самоуправление – это универсальный инструмент влияния жителей на власть. Что это конституционное право граждан. И если бы мы, наконец, научились им пользоваться, то обезопасили себя от многих серьезных неприятностей. И в первую очередь заставили бы власти использовать бюджет, землю, имущество с большей пользой для себя и для села, района, города.

По утверждению ряда независимых экспертов, и в том числе Х. Муслимова, в Дагестане до сих пор  нет единой структуры органов местного самоуправления районного и городского уровня. Так  в 22 районах главы избираются на всенародных выборах тайным голосованием и одновременно являются главами администрации районов, т.е. руководят исполнительной властью. В остальных же районах республики главы избираются   депутатами  представительных органов и одновременно являются председателями районных собраний депутатов, значит, руководят и законодательным органом. Естественно, и полномочия у этих глав разные, и требования к ним должны быть разные. Все это и анализ ситуации свидетельствует о том, что  в республике давно пора подумать о  единой  структуре органов местного самоуправления [4].

Группа экспертов-политологов предлагают сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

При этом  необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям органов местного самоуправления. Так, по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые критерии оценки руководителей сел, районов и городов. Ежегодно главы администраций в присутствии Президента или Председателя Правительства перед активом района будут  отчитываться о проделанной работе. Если не будет четких результатов по основным  показателям работы, руководитель освобождается от работы.

Поскольку решение многих социальных вопросов Федеральный центр передал регионам, то и жизнь рядовых людей во многом зависит не только от федеральной, но и от региональной политики. А это значит, что от эффективности работы местной власти, от четкой системы управления зависит то, как мы живем сегодня и будем жить завтра.

По словам известного дагестанского философа, профессора М.Яхьяева, в контексте общих задач модернизации современной политической системы ключевой остается проблема дальнейшей демократизации политического процесса и избирательной системы, с тем,  чтобы народ, рядовой избиратель получил больше реальных возможностей влиять на политику правительства. Очень важной является также проблема сокращения необоснованных властных привилегий чиновников разного  уровня и злоупотреблений властью [5, с. 493].

Значимость  вопроса о перспективах российской демократии предопределяется тем, что сложившаяся в современной России модель «демократии для избранных», когда участие граждан не выходит за рамки такой традиционной формы как участие в выборах, во многом себя исчерпала.

По мнению Президента РФ Владимира Путина, современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться: «Демократия, на мой  взгляд, заключается, как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации и «обратной связи».

А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения [6].

Сегодня главное наше средство – демократия, конституционная демократия, то есть равноправное взаимодействие государственной власти и политически защищенного общественного мнения. При наличии общей цели – процветания общества – эти две категории работают плечом к плечу. Именно это взаимодействие и определяет характер и темпы развития общества.

«Свобода и справедливость – это не только политические лозунги, но и философские, социальные категории, но самое главное – это человеческие чувства. Можно записать эти слова в Конституции, в других законах, спорить на научных конференциях, но демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость. И в этом плане любое общество не свободно от недостатков, любая демократия не свободна от недостатков, и российская, конечно, в значительной мере тоже. Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: вы свободны. Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: я свободен». Именно об этом в свое время говорил  Дмитрий Медведев [7].

Власть  должна, наконец, осознавать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В  этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.

На пути развития Дагестана, на данном этапе на первое место, по мнению экспертов, вышли гражданское достоинство и справедливость. Дагестанцы  многие годы терпеливо ждут  дальнейшего улучшения качества жизни. И в этом плане представителям органов власти, институтом гражданского общества, всем нашим соотечественникам предстоит напряженная работа во имя дальнейшего развития Дагестана.

У нас слишком большая и богатая страна.  Так что при желании каждый может найти свою дорожку к благополучию, своё место под солнцем и свой тёплый угол. Главное – искать, пробовать, пытаться! Оставьте воспоминания о прошлой стабильности, прошлое не вернётся.  И самое главное - начните с себя. Ведь мы  вместе реформируем саму жизнь. Каждый пусть положит кирпич в здание новой России, и этот кирпич будет он сам. Если кирпичи будут крепкими – здание простоит века и укроет от бурь и потрясений ещё и наших детей, внуков и правнуков. Вот такая – архитектура будущего нашей  страны и Дагестана.

Литература

  1. Полиэтническое общество, власть и демократия в России: Сборник статей/ Москва - Махачкала, 2012, ООО издательство «Лотос», с. 25.
  2. Полиэтническое общество, власть и демократия в России: Сборник статей/ Москва - Махачкала, 2012 ООО издательство «Лотос», с. 407.
  3. Газета «Дагестанская правда», статья «Партии, фронты, ополчения (Выборы как смотр политических сил)» от 25 августа 2011 года. Автор: Абдул-Насир Дибиров, доктор политических наук, профессор.
  4. Газета «Дагестанская правда», статья «Местное самоуправление: все ли в ажуре?» от 20 сентября 2013г.  Автор Х. Муслимов, заслуженный работник муниципальной службы РД, член Всероссийского Совета местного самоуправления.
  5. Научный электронный журнал «Вестник института социологии» Рубрика: К итогам Всероссийской научной конференции в Махачкале, статья «Политические аспекты модернизации российского общества», № 1, с. 493,  декабрь 2010. Автор Дибиров А.З., доктор политических наук, профессор, ректор Дагестанского института экономики и политики. Сайт http://www.vestnik.isras.ru
  6. Предвыборная программная статья В. В. Путина «Демократия и качество государства» от 6 февраля 2012 года. Сайт http://putin2012.ru
  7. Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности». 10 сентября 2010 года, 16:30 Ярославль. Сайт http://www.kremlin.ru