Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Сущность и структура понятия толерантности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Муса Увайсович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 9284
Показать PDF версию Сущность и структура понятия толерантности

Ярычев Муса Увайсович, ассистент кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет".

Анализ словарных толкований понятия «терпимость» позволяет раскрыть его смысл, выделяя его этико-нравственный аспект через такие качества, свойства и способности человека как терпеливое, без вражды отношение к взглядам, убеждениям, мнениям, интересам, поведению других людей, при этом стремиться без применения насилия достигать взаимного понимания и согласования разных точек зрения, убеждения, интересов. [1,с.4]

Здесь важно подчеркнуть, что, несмотря на многозначность понятия, в социально-общественном сознании в категории «терпимости» отмечается ее созерцательный оттенок, пассивная направленность.

Формирование понимания толерантности осуществлялось на протяжении длительного времени и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, понятие толерантности стремится соответствовать многообразной действительности. Само латинское слово toleranten, которое стало производным для понятия толерантности, обозначает устойчивость, невосприимчивость к внешним изменениям, и долгое время являлось термином сугубо медицинским, биологическим. Но сегодня, с общей тенденцией диффузии между гуманитарными, социальными, естественными, точными науками и, соответственно, сближением понятий, он объективно приобретает иное значение. Современное понимание толерантности в «Программе формировании установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» определяется как: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия.

Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Для выявления сущности понятия толерантности, на основе анализа различных определений толерантности нами определяются основные характеристики исследуемого феномена, согласно которым толерантность это:

- признание допустимым и равноправным существования многообразия в мире различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других взглядов;

- активное признание прав и свобод другого человека, в том числе права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;

- уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;

- позволение людям открыто выражать свои мысли;

- настроенность на понимание и диалог с Другим;

- стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения преимущественно методами разъяснения и убеждения;

- воздержание от употребления силового воздействия с целью предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;

- защита ценностей других, признание плюрализма и многообразия современного общества;

- активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.

Учитывая полинаучность категории толерантности, с целью раскрытия ее сущности, считаем необходимым рассмотреть толерантность с точки зрения различных наук, выявляющих разные смыслы этого феномена.

Философское определение толерантности основывается на признании прав и свобод другого человека, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям [2,с.15].

Философское понимание толерантности характеризует отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и определяет настроенность человека на понимание и диалог с другим.

В то же время толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции [2,с.21].

Таким образом, в философии под толерантностью понимается отсутствие монополии на истину, открытость для критики, плюрализм взглядов и мнений.

Очевидно, что понимание толерантности в разных культурах определяется разными базисными основами. Значимое для западной цивилизацией и ценимое ее представителями понятие свободы и демократический образ правления, не являются приоритетными в системе ценностей представителей восточно-азиатских культур. Тем не менее, как подчеркивают исследователи, эти расхождения не ведут к невозможности понимания друг друга, скорее наоборот - способны вызвать заинтересованность и желание узнать и понять другого, не похожего на тебя.

Ставя проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, необходимо учитывать различные религиозно-философские учения в форме вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.

В психологической литературе определение толерантности приобретает несколько иную смысловую нагрузку: установки либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других людей; способности выносить стресс без серьёзного вреда для психики человека; устойчивость к поведенческим отклонениям, конфликту, неопределён- ности и т.п. [3,с.1395].

В психологии термин толерантность

- определяется: с позиций индивидуально - психологических особенностей личности; как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор;

- употребляется: для обозначения способности к сопротивлению;

- проявляется: в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [4,с.113].

Возможно выделить этапы формирования толерантности, связанные с идентификацией человеком самого себя как личности, входящие в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности:

- естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная ребёнку и ещё не ассоциирующаяся с качествами его «Я»;

- моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с уже сформировавшейся личностью «внешним Я» человека;

- нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека, которая формируется под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.

В педагогике толерантность признается основой ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, создание пространства активного взаимодействия людей и сообществ, отличающихся по взглядам, манере поведения и общения. Терпимость трактуется как «согласие, готовность к взаимным услугам. Это, прежде всего, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; направленность на толерантность как активную позицию по формированию толерантной личности, которая проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение, на формирование способности человека (или группы) сосуществовать с людьми иного менталитета или другого образа жизни.

Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, проявляющийся через сознательный, осмысленный и ответственный выбор человека, его собственной позиции и активности по построению определённых отношений.

Рассмотрение толерантности в педагогике позволяет выделить, во-первых, её динамический характер и возможность её развития в образовательной среде, поскольку толерантность не столько формируется, сколько развивается и поэтому проблемой педагогики (образовательной системы) должна стать проблема создания условий развития толерантности. Во-вторых, отметить, что психологической основой толерантности служат ценности, смыслы, личностные подходы, позволяющие выстраивать особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия как межличностный диалог. В этом случае содержательный смысл феномена толерантности раскрывается в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной или иной принадлежности), а также в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных групп. Современный взгляд на сущность толерантности выражается в отношении к инаковости другого человека как ценности, в отличие от традиционной трактовки терпимости как сознательного подавления в себе чувства неприязни к инаковости другого и её непонимании. В-третьих, ориентироваться при формировании толерантности студентов на инвариантные общие идеи, позволяющие преодолеть «ментальную несовместимость» общества на основе построения и развития теории и практики толерантности, отражающейся в аксиологических, ценностно-целевых приоритетах сферы образования.

Образованию отводится основная роль в процессе формирования толерантного сознания молодого поколения, которое в будущем само станет инициатором всех последующих изменений в обществе. Поэтому одной из ключевых компетенций, определяющих интеллектуально - личностное развитие учащихся, является готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире, т.е. толерантность как особая характеристика личности.


Литература:

1.  Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.

2. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность //Философские науки. - 2004. - № 4. - С. 5-28.

3. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394-1397.

4. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. - М.: Аспект пресс, 2013. – 201с.