Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Джиоева Зарина Левановна
Студент аспирантуры
Института Правоведения и Предпринимательства
Россия, г. Санкт-Петербург
Судебная система Российской Федерации достаточно сложна. Это целая совокупность государственных органов — судов, которые осуществляют на территории Российской Федерации правосудие. Деятельность всей судебной системы в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная система включает в себя: Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие. [1]
Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти. [2] Данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность власти государственной есть, прежде всего, соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти. [3]
Многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось, однако законодательство совершенствуется с каждым годом.
После вступления в должность президента 7 мая 2012 года В.В. Путин подписал несколько указов, к их числу относится указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где определялись основные направления дальнейшего реформирования судебной системы России, а именно размещение судебных решений в сети Интернет, совершенствование административного судопроизводства, отслеживание судебных заседаний в сети Интернет и др. Президент РФ утверждал: "при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии невозможно". [4]
К новшествам судебной системы можно отнести также объединение Верховного и Высшего Арбитражных судов. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов, как теоретиков, так и практиков.
Актуальность проблем судебной власти обусловлена тем, что данная ветвь государственной власти должна обеспечить защиту прав человека и гражданина от любых правонарушений, т.е. господство права.
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.
Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.
Само наличие и содержание судебной власти как ветви государственной власти связано с демократическим принципом разделения властей, предложенная французским правоведом и философом Ш.Л. Монтескье. Ш.Л. Монтескье особую роль отводил судебной ветви власти. По его мнению, "не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединится с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем" [5].
Список литературы
Ссылки