Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Структурные схемы с семантикой состояния на уровне лексического наполнения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Седова Елена Андреевна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2428
Показать PDF версию Структурные схемы с семантикой состояния на уровне лексического наполнения

Седова Елена Андреевна

Значение состояния обозначает  статическое положение, внутренние или внешние обстоятельства, физическое или эмоциональное самочувствие, в котором кто/что-нибудь находится: …Небо было, как всегда зимой в мороз, особенно бесконечно чистое, голубое, звёздное. (М. П. Арцыбашев. Жена); Я слушал разговоры в палате, потихоньку температурил, задремывал...(Евгений Носов. Красное вино победы).

     Семантика предложения формируется  его предикативным центром, и прежде всего, значением  сказуемого или главного члена односоставного предложения. Предложения, построенные по образцу одной структурной схемы,  находятся в прямой зависимости от  лексического значения слов, образующих  предикативное ядро предложения, и от взаимодействия этих компонентов.

     Таким образом, структурные  схемы предложения с семантикой состояния  по смысловой организации можно распределить по двум группам:

1. структурные схемы, сказуемое или главный член которых представлен формой слова, формирующей семантику предложения независимо от её лексического наполнения: И скучно, и грустно, и некому руку подать. (М.Ю.Лермонтов)  – предложения подобной структуры всегда имеют  значение бессубъектного или субъектного состояния. Всё-таки какое счастье побывать за границей. (А.П.Чехов) – при любом лексическом наполнении  сказуемое содержит оценку, квалификацию субъекта - отвлеченно представленного действия. В эту группу входят, прежде всего, безличные предложения, двукомпонентные предложения со сказуемым-причастием и номинативные предложения.

2. структурные схемы, семантика которых связана с лексическим наполнением формы слова, занимающей позицию сказуемого или главного члена односоставного предложения. Сюда можно отнести двукомпонентные предложения со сказуемым-именем прилагательным, двукомпонентными предложения со сказуемым – именем существительным в косвенных падежах и двусоставные предложения со сказуемым-глаголом.

      Занимая в предложении позицию сказуемого, прилагательные способны обозначать различные  признаки, качества,  свойства. Но при определенном лексическом наполнении структурной схемы, могут нести   и семантику состояния. Значение  состояния могут выражать качественные и относительные прилагательные: После операции доктор был удрученный.(В. Ф. Панова. Спутники), семантика предложения - сообщение о психическом состоянии субъекта; Небо было, как всегда зимой в мороз, особенно бесконечно            голубое,      звёздное. (М. П. Арцыбашев. Жена), семантика предложения – сообщение о состоянии природы; Бабушка тоже здоровая, тоже ходячая…(И. Грекова. Фазан),  семантика предложения -  сообщение о физическом состоянии субъекта).

         Имена прилагательные в позиции сказуемого могут сочетаться с полузнаменательными глаголами быть, стать и т.п., при этом допускается чередование форм им.п.  и тв. п.: А вообще-то она была немного печальна (Юрий Трифонов. Предварительные), семантика предложения -  сообщение о психическом состоянии субъекта.= А вообще – то она была немного печальной; Степанида стала  худая, слабая, больная. (Нина Катерли. Дневник сломанной куклы),  семантика предложения -  сообщение о физическом  состоянии субъекта. = Степанида стала  худой, слабой, больной. Субъект состояния может выражаться конструкцией у кого, а предикативная основа предложения характеризовать состояние этого субъекта:  Вид у неё был очень расстроенный (Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей).

      Семантику состояния могут выражать имена существительные в косвенных падежах.

      Контракция  род.п.+ без  характеризует субъект по отсутствию какого-либо состояния, положения, ситуации: Теперь бедная рыбка осталась без губы… (А. П. Чехов. Рыбья любовь); Личность без прав и без звания. (Вадим Кожевников. Щит и меч.); Вещь под руками и в то же время вне квартиры. (М. А. Булгаков. Белая гвардия).

     Форма дательного падежа в сочетании со вспомогательными глаголами типа предаться, податься и т.п. также способна нести семантику состояния. Число таких предложений невелико, они образуются, главным образом, формой дат.п. без предлога: При свободе выбора мы становимся более сообразительными и легче поддаемся внушению. (Николай Крыщук. Расписание); Предаюсь  я печали моей… жалуюсь Тебе в стеснении духа моего…(Максим Жуков. Третья степень); Только женщины и дети предаются болезням, ― сурово отвечал ему старый наиб. (Л. А. Чарская. Записки институтки).

    Конструкция винительный падеж + вспомогательный глагол испытывать, чувствовать может характеризовать психическое и физическое состояние лица: Вид слез приводил его в растерянное состояние, и он терял совершенно        способность соображения. (Л. Н. Толстой. Анна Каренина); Горькое чувство недовольства собою, злую досаду испытывал Давыдов.(М. А. Шолохов. Поднятая целина); Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи.   (Л. Н. Толстой. Война и мир). 

     Конструкция творительный падеж + предлог за сообщают о темпорально  - локализованном состоянии субъекта, допускается  сочетание  с глаголами типа сидеть, быть и т.п.: Елизавета Киевна сидела за вязанием. (А. Н. Толстой. Хождение по мукам);  Илья с Дашей сидели за разговорами. (Алексей Слаповский. Большая Книга Перемен).

      Имя существительное в форме творительного падежа + предлог  под  выражают ситуатив, т.е. обозначение внешней ситуации, определяющей состояние субъекта: Тысячи автомашин под снегом, вот народное бедствие! (Александр Солженицын. В круге первом); Весь день овраг был под обстрелом.  (А. Н. Толстой. Хождение по мукам); Шегабутдинов был целый день  в крепости под арестом. (Д. А. Фурманов. Мятеж).

        Синтаксическая форма в + предложный падеж наиболее продуктивна и универсальна  в выражении семантики состояния субъекта и передаёт её в ряде разновидностей. В позиции сказуемого  эта синтаксема характеризует субъект-лицо со стороны физического или эмоционального  состояния, которое передаётся отвлеченными существительными с семой состояния (обморок, кома, тревога, печаль, отчаяние, горе, изумление, бешенство, умиление, досада и т.п.): Большую часть времени вы были в коме. (Виктор Пелевин. Чапаев и пустота); Она в панике из - за твоего бегства, а когда увидит, как ты разукрасилась… (Николай Дубов. Мальчик у моря). Состояние субъекта (лица или предмета) может передаваться через его внутреннее фазисное развитие, временное положение (в разгаре, в кризисе, в застое, в упадке, в цвету,  в инее, в росе, в тумане и т.п. ): Прилив был в полном разгаре (В.Арсеньев). Отглагольные существительные  в форме предложного падежа  +  предлог в характеризуют субъект состоянием движения или действия, занятия: Их было штуки три в углу, а один перед Савелием как раз был в работе. (Владимир Маканин. Голос); Его покровитель все время был в разъездах. (Б. Л. Пастернак. Доктор Живаго).

     Сочетание предлога на с предложным падежом также способно выражать семантику состояния субъекта в многообразии оттенков: 

а) лицо по  его  эмоциональному, физическому состоянию (на нервах, на подъёме, на пределе и т.п.): Молчалин на ногах давно! (А.Грибоедов);

б) по социально обусловленному состоянию (на посту, на дежурстве, на военном положении, на свободе, на иждивении, на пенсии и т.п.): Мать и сын теперь на воле (А.Пушкин);

в) предмет, явление по фазе его развития, существования, функциональному положению (на исходе, на подъеме, на грани исчезновения, на ремонте, на излете, на пределе, на перепутье, на запоре, на замке и т.п.): День был уже на исходе…(В.Арсеньев).

Выражать физическое, психологическое состояние субъекта могут глаголы определенной семантики типа болеть, нервничать, волноваться, переживать и т.п.: Но был Арканя болезненно плаксив, часто болел насморком, у него напересчет выступали по бокам рёбрышки, выглядел он года на два с половиной. (Виктор Астафьев. Пролетный гусь); Шеф ненавидит громкие слова и очень тонко чувствует фальшь, но сейчас он сам сфальшивил и поэтому злится. (Василий Аксенов. Звездный билет). Состояние природы могут характеризовать глаголы соответствующей семантики: Облетали листья, падал снег ― и потом таял. (Александр Солженицын. Матренин двор); Дул ветер оттепели и далекой весны. (А. П. Платонов. Сокровенный человек);  Вихри враждебные веют над нами…    (Д. А. Фурманов. Как убили отца).   

Семантику   процессуального  состояния  выражают  глаголы, словообразовательно связанные  с прилагательными  и сохранившие сему  качества: багровый - багроветь, красный – краснеть, темный - темнеть, бледный – бледнеть. Такие  глаголы сохраняют  сему  прилагательного, от которого  они образованы, и   оказываются   в синонимическом ряду  с ними:  краснеть -  становиться красным,  темнеть -  становиться темным и т.д. (В словаре  С.И. Ожегова: бледнеть - становиться бледным)… Азамат бледнеет и сохнет (М.Ю. Лермонтов) (= Азамат становится бледным);  У Андрея быстро багровеет лицо (М. Бубеннов) (=Лицо становится багровым). 

      Предложения разной  грамматической устроенности, но с  одинаковой семантической  структурой,  взаимодействуют между собой и обладают формально-семантическим соотношением: Велосипед. Шоссе. Закат. (Виктор Пелевин. Жизнь и приключения сарая Номер XII) =  Едет велосипед. Простирается шоссе. Настал закат. Таким образом, при регулярной реализации возможна взаимная мена предложений, обладающих разной грамматической структурой, но сходных по своим лексическим элементам. Но, не смотря на это, подобные предложения отличаются оттенками значений, сохраняя свою собственную семантику,  которая складывается, прежде всего, из значения структурной схемы. В предложениях  Солнце. Ранний вечер. (Булат Окуджава. Новенький как с иголочки) выражается значение существования, а в Солнце  село. Настал ранний вечер. – семантика образуется лексически и  грамматически (формой глагола).

Литература:

1. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977. – 248 с.

2. Жигалин Н.С. Синтаксис современного русского языка.- Уральск, 2013. – 148 с.

3. Жигалин Н.С. Предлоги в синтаксических формах.- Вестник ЗКГУ.- №3.- Уральск, 2001. - 293 с. С. 115 – 120.

4. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных       единиц русского синтаксиса. М., «Наука», 1988. – 440 с.

5. Русская грамматика. Под ред. Н.Ю. Шведовой. Т.II, М., 1980. - 712 с.