Евразийский
научный
журнал

Стратегии работы с учащимися базового уровня при обучении иностранному языку в вузе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вегеро Мария
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1096
Показать PDF версию Стратегии работы с учащимися базового уровня при обучении иностранному языку в вузе

Вегеро М.В.
ГГУ имени Ф. Скорины
Гомель, Беларусь
E-mail: maria.vehero@gmail.com

Стратегии обучения представляют собой учебные модели, которые определяют четкие результаты обучения и направлены на их достижение средствами специальным образом сконструированных учебных программ. Определить стратегию обучения — значит разработать цель, процесс усвоения содержания обучения, поддержку учащихся и обратную связь.

В нашей работе мы опираемся на определение педагогической стратегии как системы общих правил практики обучения с указанием доминирующих способов их осуществления, а также факторов, обеспечивающих эффективность постановки и решения проблем обучения [1, с.78]. В состав стратегий входят дидактические предписания, определяющие технологический сценарий познавательной деятельности студентов. Выделены следующие предписания [3]: исследовательское, культурологическое, рецептивное, инструментальное, релаксопедическое, диалоговое. Данные модели-предписания находят отражение в методах и формах обучения иностранному языку, которые входят в состав педагогический стратегий: поддержки, стимулирования, руководства, сотрудничества, сотворчества.

При организации обучения иностранному языку в группах студентов на основе внутренней дифференциации целесообразным видится выделение трех типологических групп учащихся в зависимости от их исходного уровня обученности [2, с.34]. Обучение может осуществляться на трех уровнях: базовом, среднем и продвинутом. Организация обучения студентов каждой из типологических групп осуществляется на основе реализации соответствующей стратегии.

Обучение студентов с низким уровнем учебных достижений (базовый уровень) строится на основе стратегий руководства, что реализуется через сочетание релаксопедической, рецептивной и инструментальной моделей, как предшествующих для применения культурологического предписания.

В качестве основной цели обучения студентов данной типологической группы выделяется формирование иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей использовать иностранный язык как средство общения на бытовые и общепрофессиональные темы. Достижение главной цели обучения осуществляется через реализацию следующих задач: ликвидация пробелов в языковых знаниях учащихся, знакомство с технологиями языкового самообразования, развитие умения общения на иностранном языке на бытовые темы, формирование умений общепрофессионального общения на иностранном языке, повышение и поддержание интереса к изучаемому предмету, повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Применительно к обучению иностранному языку учащихся данной типологической группы реализация соответствующих моделей-предписаний предполагает: приведение сознания учащихся в состояние покоя, построение для учащихся модели действия, демонстрация образцов ее выполнение, проверка соответствия образцу, упорядочивание знаний и их закрепление в новых ситуациях; при создании проблемной ситуации, помощь в выборе средств и методов ее решения; формулирование познавательных задач и создание условий для самостоятельного поиска решения учащимися; проверка правильности решения; актуализация полученных ранее знаний через включений их в новые контексты, фиксация и анализ достижений.

При работе с учащимися данной типологической группы рекомендуется использовать следующие формы работы: работа под руководством преподавателя, индивидуальная самостоятельная работа, работа в мини-группах, парная работа, групповая работа, индивидуальное консультирование.

Соответствующие данной стратегии модели-предписания определяют выбор следующих видов работ при организации процесса обучения студентов: широкое использование наглядности и опоры на родной язык при объяснении нового материала, закрепление способностей учащихся при помощи всего ряда репродуктивных упражнений от дифференцировочных, через имитационные и подстановочные, до трансформационных. Следуя релаксопедической модели, сознание учащихся необходимо приводить в состояние покоя, осуществлять фиксацию и анализ достижений учащихся, проводить работу по созданию ситуации поддержки и успеха на занятии. В соответствии с инструментальной моделью-предписанием в обучении студентов рекомендуется широко использовать алгоритмы, модели, дающие учащимся образцы выполнения действий, осуществлять поэтапный контроль действий учащихся. Успешное следование описанным моделям может выступать как предшествующее построению обучения на основе культурологической модели. Уровень культурологического предписания предполагает более широкое использование самостоятельной работы учащихся, а также использование активных и проблемных методов. В частности, учащимся данной типологической группы могут предлагаться ролевые игры, драматизации, участие в программированных дискуссиях. В рамках реализации культурологического предписания могут быть использованы элементы проблемного обучения (1 уровень, предполагающий активное участие преподавателя как в постановке проблемы, так и в ее решении, с постепенным выходом на уровень 2, предполагающий самостоятельное решение проблемы учащимся под контролем преподавателя) и метод проектов. Учащиеся данной типологической группы могут участвовать в подготовке информационных проектов под руководством преподавателя. Работа с учащимися данной типологической группы должна строиться на основе адаптированных текстов, дополнительное содержание при работе с данной категорией учащихся привлекать не рекомендуется.

Литература:

  1. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. — Минск: Тэхналогiя, 2000. — 326с.
  2. Вегеро, М.В. Оценка уровня учебных достижений студентов классического университета по иностранному языку как педагогическая проблема / М.В. Вегеро // Актуальные проблемы педагогических исследований : материалы конф., посвящ. 100-летию БГПУ, г. Минск, 25 апр. 2014 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. — Минск : БГПУ, 2014. — 128 C. 32–34.