Евразийский
научный
журнал

Средства формирования коммуникативной компетенции учащихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яртеева Светлана Константиновна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 1179
Показать PDF версию Средства формирования коммуникативной компетенции учащихся

Светлана Яртеева
yarteeva.svetlana@yandex.ru
Слово – вот центральный вдохновитель построения обучения на уроке.

Цели обучения русскому языку – научить школьников практически владеть русским языком, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов. Слово – вот центральный вдохновитель построения обучения на уроке. В своей практике я применяю анализ текста через ключевые слова. Внимание учеников привлечено прежде всего к тому, насколько точно лексические значения и грамматические формы данных слов выражают цель высказывания.

С учениками составляем «тройной дневник». Лист делится на три части. Мы обычно делим путём складывания. В первую колонку выписываются незнакомые и ключевые слова, во второй колонке записываются значения этих слов, тут нужно поработать со словарём. В третьей колонке записывается значение этого слова в контексте, как это понимает ученик. Мне нравится наблюдать за работой моих учеников при составлении «тройного дневника». Маленькая творческая лаборатория.

Особенностью данной модели является то, что учащиеся в процессе обучения ставят перед собой конкретную цель, отслеживают направление своего словопонимания, определяют и конечный результат.

Следующий приём, который следует за тройным дневником в моей практике – это пересказ содержания одного предложения. По цепочке каждому ученику даётся предложение из текста. Он должен пересказать содержание этого предложения, раскрывая глубокий смысл каждого слова. Например, вот предложение, «и вдруг – озарение!» Разъяснение этого предложения звучит примерно так: «Ночь, вокруг ничего не видно. Вот появляются первые лучи солнца, и человеку всё становится ясно, все страхи уходят. В этом тексте вдруг все понимают, уходят все сомнения».

Это следующий шаг в осмыслении текста, который опирается на тройной дневник. Ученик на практике применяет добытую им информацию. Использование данного приёма ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Когда информация становится знанием? Лишь тогда, когда принята учеником.

Задача учителя – помочь ученику овладеть способами самостоятельной работы с информацией, превратить учение в личностно-ориентированное. Ученик здесь инициативен и самостоятелен, он учится осмыслению, его любознательность поощряется. Также практикую объяснение лексического значения слова через словообразовательный анализ. Слово записывается в словарик, который имеется у каждого ученика. Особенно радует, когда при анализе последующих текстов ученики используют слова из словарика, которые им запомнились.

При закреплении изученного на уроке составляем сиквэйны. В тексте «Чердак» выделяем ключевые слова для составления сиквэйнов: чердак, тайна, глаза, лица, прабабушка.

На уроке мы пытаемся постигать душу этого мира через Слово и проложить путь к своей душе, научиться видеть мир, ощущать законы мироздания, ценить прошлое и настоящее, готовиться к будущему.

Зажечь у ученика огонёк жажды познания цель моего урока. Если ученик 5-го класса после моего урока не испытал желание узнать больше, значит у меня неудачный день, и воспитательная цель урока не достигнута.

После проделанной работы над текстом «Чердак» ребятам захотелось залезть на чердак своего дома и раскрыть какую-нибудь тайну своей семьи.

Каждый ученик моего класса имеет альбом, в который переписываются самые удачные творческие работы. Свои мысли надо сохранять. Пусть ученики осознают, что язык – это его лицо, это лицо родного народа, родины, родителей.