Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Волков Евгений Александрович
«Никто не делается мастером,
не упражняясь в мастерстве»
Система профессионального образования России в настоящее время ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Это довольно непростой путь, который для государства «в одиночку» прокладывать будет сложно, медленно и не приведет к ожидаемым результатам. Значительную роль в этом деле должно сыграть педагогическое сообщество в лице преподавателей и мастеров производственного обучения. Сейчас, как никогда, в колледжах востребованы люди, хорошо знающие профессию, пришедшие с производств или непосредственно обучающие ребят в условиях приближенных к их будущим рабочим местам. Ключевая задача системы профессионального образования — мотивация готовности к изменениям, компетентность по обновлению компетенций. Перед мастером производственного обучения стоит непростая задача: учить «постигать профессию» через развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знаний, умений и навыков, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей, с хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. В данных условиях мастер п/о призван найти эффективные пути улучшения системы обучения и воспитания будущих специалистов , востребованных на современном рынке труда. Огромную важность приобретают вопросы: «Чему учить? Как учить? Какую роль должен сыграть мастер п/о в судьбе будущего квалифицированного рабочего, который бы смог найти свое место в жизни и мог профессионально работать на производстве после окончания колледжа?» В связи с этим, важное значение приобрела проблема обновления системы работы мастера производственного обучения в новых экономических условиях в соответствии с требованиями, которые предъявляют к подготовке студентов новые ФГОС, новые профессиональные стандарты, где практико—ориентированная составляющая обучения вышла на новый уровень и представлена в требованиях к результатам обучения через успешную сдачу демонстрационного экзамена, через участие студентов в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства по методике WSR. Интерес к проблеме обусловлен еще тем, что в арсенале мастера производственного обучения есть большой практический опыт, запас теоретических знаний, но традиционные формы, методы и приемы обучения не дают должных результатов и удовлетворения в работе со студентами. Таким образом, мы видим противоречие между требованием времени к подготовке студентов, результатами обучения и устаревшей системой работы мастера производственного обучения. Данное противоречие обеспечивает кардинальное изменение в подходах к работе мастера производственного обучения и обуславливает создание системы работы мастера, в основу которой положено подготовка студентов к их будущей профессии через решение ситуационных задач, максимально приближенным к производству, к действительности. Ведя подготовку студентов к конкурсам профмастерства различных уровней, я выдвигаю и решаю следующие задачи:
1) Выявить уровень подготовки студентов к независимой оценке качества профессионального образования через использование различных методик, диагностик;
2) создать условия для решения выявленных проблем и противоречий между подготовкой студентов колледжа к конкурсам и чемпионатам профессионального мастерства и требованиями ФГОС нового поколения
3) изучить, разработать и внедрить практико — ориентированные задания ввиде ситуационных задач и кейсов по профессиональной компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования»;
4) сформировать у обучающихся мотивацию к освоению профессиональных и общих компетенций через создание системы работы мастера п/о в конкретных условиях ;
5) формировать будущего квалифицированного специалиста, способного к самореализации, саморегуляции, самоопределению;
6) доказать положительное влияние использования кейс — технологии на результаты подготовки студентов к чемпионатам «Молодые профессионалы» и демонстрационному экзамену;
7)выработать рекомендации по выбору и применению активных и интерактивных методов обучения в рамках среднего профессионального образования.
Верно подмечено Борисом Пастернаком, что"теория без практики мертва, а практика без теории глупа«. Я решил действовать, прислушавшись к этому совету, изучил теорию одного из инновационных и малоизученных способов организации производственного обучения — кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases), приближенных и взятых из конкретных производств. Он мне стал интересен тем, что специалисты в области инновационных технологий полагают, что кейс-технология:
— представляет собой специфическую разновидность проектно- исследовательской технологии, так как включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, предполагающие осмысление проблемы и поиск ее путей решения на основании кейса, выступающего одновременно в качестве технического задания технической задачи и источника информации;
— выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией между двумя студентами, между мастером и учеником;
-интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
— представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые.
Достижение успеха при решении кейсов выступает одной из главных движущих сил и формирует устойчивую позитивную мотивацию и рост познавательной активности обучающихся. В тоже время в практике применения кейс — технологии мало «наработок» по созданию кейсов (практико—ситуационных задач) для обучения по профессиональной компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Создание банка ситуационных задач на основе умений и навыков, заложенных во ФГОС 35.02.16"Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования" стало важным направлением в моей работе.
Метод кейсов на уроках производственного обучения направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие умений и навыков в тех или иных производственных ситуациях. Студентам предлагается осмыслить производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему ( почему высокое давление в шинах колес трактора, как подготовить трактор к работе в агрегате с прессом, почему потеряна работоспособность дизеля и т.д.), которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, умений, необходимых усвоить и отработать при решении данной проблемы. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать принципы проблемного обучения, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Составление кейсов по производственному обучению по специальности 35.02.16 Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования в практике работы мастера имеет большой потенциал и резерв для развития инновационных подходов в практико-ориентированном обучении студентов. Изучив теоретические положения и практические рекомендации по технологии применения идеомоторной тренировки для спортсменов, я стал применять эту технологию, но, готовя студентов не к спортивным соревнованиям, а к конкурсам профессионального мастерства. Психологическая подготовка к выполнению практических заданий на Чемпионатах очень важный аспект деятельности. Операцию присоединения пресс-подборщика к трактору состоящую «из ряда действий упорядоченного характера» я не представляю себе в настоящее время без применения технологии идеомоторной тренировки.
Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, я отвечаю четко на вопросы:
При подготовке конкретного кейса к уроку я учитываю соответствие проблемной ситуации цели урока. Далее правильно и четко формулирую задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.
Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность студентам освоить и закрепить новые знания, умения, а самое главное — получить результат , которым довольны будут и мастер п/о , и студент, и работодатель.
Литература