Евразийский
научный
журнал

Создание системы работы мастера производственного обучения для подготовки студентов колледжа к конкурсам и Чемпионатам профессионального мастерства через использование кейс-технологии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Волков Евгений Александрович, Елистархова Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2019»  (март, 2019)
Количество просмотров статьи: 456
Показать PDF версию Создание системы работы мастера производственного обучения для подготовки студентов колледжа к конкурсам и Чемпионатам профессионального мастерства через использование кейс-технологии

Волков Евгений Александрович

«Никто не делается мастером,

не упражняясь в мастерстве»

Ян Амос Коменский

Система профессионального образования России в настоящее время ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Это довольно непростой путь, который для государства «в одиночку» прокладывать будет сложно, медленно и не приведет к ожидаемым результатам. Значительную роль в этом деле должно сыграть педагогическое сообщество в лице преподавателей и мастеров производственного обучения. Сейчас, как никогда, в колледжах востребованы люди, хорошо знающие профессию, пришедшие с производств или непосредственно обучающие ребят в условиях приближенных к их будущим рабочим местам. Ключевая задача системы профессионального образования — мотивация готовности к изменениям, компетентность по обновлению компетенций. Перед мастером производственного обучения стоит непростая задача: учить «постигать профессию» через развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знаний, умений и навыков, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей, с хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. В данных условиях мастер п/о призван найти эффективные пути улучшения системы обучения и воспитания будущих специалистов , востребованных на современном рынке труда. Огромную важность приобретают вопросы: «Чему учить? Как учить? Какую роль должен сыграть мастер п/о в судьбе будущего квалифицированного рабочего, который бы смог найти свое место в жизни и мог профессионально работать на производстве после окончания колледжа?» В связи с этим, важное значение приобрела проблема обновления системы работы мастера производственного обучения в новых экономических условиях в соответствии с требованиями, которые предъявляют к подготовке студентов новые ФГОС, новые профессиональные стандарты, где практико—ориентированная составляющая обучения вышла на новый уровень и представлена в требованиях к результатам обучения через успешную сдачу демонстрационного экзамена, через участие студентов в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства по методике WSR. Интерес к проблеме обусловлен еще тем, что в арсенале мастера производственного обучения есть большой практический опыт, запас теоретических знаний, но традиционные формы, методы и приемы обучения не дают должных результатов и удовлетворения в работе со студентами. Таким образом, мы видим противоречие между требованием времени к подготовке студентов, результатами обучения и устаревшей системой работы мастера производственного обучения. Данное противоречие обеспечивает кардинальное изменение в подходах к работе мастера производственного обучения и обуславливает создание системы работы мастера, в основу которой положено подготовка студентов к их будущей профессии через решение ситуационных задач, максимально приближенным к производству, к действительности. Ведя подготовку студентов к конкурсам профмастерства различных уровней, я выдвигаю и решаю следующие задачи:

1) Выявить уровень подготовки студентов к независимой оценке качества профессионального образования через использование различных методик, диагностик;

2) создать условия для решения выявленных проблем и противоречий между подготовкой студентов колледжа к конкурсам и чемпионатам профессионального мастерства и требованиями ФГОС нового поколения

3) изучить, разработать и внедрить практико — ориентированные задания ввиде ситуационных задач и кейсов по профессиональной компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования»;

4) сформировать у обучающихся мотивацию к освоению профессиональных и общих компетенций через создание системы работы мастера п/о в конкретных условиях ;

5) формировать будущего квалифицированного специалиста, способного к самореализации, саморегуля­ции, самоопределению;

6) доказать положительное влияние использования кейс — технологии на результаты подготовки студентов к чемпионатам «Молодые профессионалы» и демонстрационному экзамену;

7)выработать рекомендации по выбору и применению активных и интерактивных методов обучения в рамках среднего профессионального образования.

Верно подмечено Борисом Пастернаком, что"теория без практики мертва, а практика без теории глупа«. Я решил действовать, прислушавшись к этому совету, изучил теорию одного из инновационных и малоизученных способов организации производственного обучения — кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases), приближенных и взятых из конкретных производств. Он мне стал интересен тем, что специалисты в области инновационных технологий полагают, что кейс-технология:

— представляет собой специфическую разновидность проектно- исследовательской технологии, так как включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, предполагающие осмысление проблемы и поиск ее путей решения на основании кейса, выступающего одновременно в качестве технического задания технической задачи и источника информации;

— выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией между двумя студентами, между мастером и учеником;

-интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;

— представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые.

Достижение успеха при решении кейсов выступает одной из главных движущих сил и формирует устойчивую позитивную мотивацию и рост познавательной активности обучающихся. В тоже время в практике применения кейс — технологии мало «наработок» по созданию кейсов (практико—ситуационных задач) для обучения по профессиональной компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Создание банка ситуационных задач на основе умений и навыков, заложенных во ФГОС 35.02.16"Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования" стало важным направлением в моей работе.

Метод кейсов на уроках производственного обучения направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие умений и навыков в тех или иных производственных ситуациях. Студентам предлагается осмыслить производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему ( почему высокое давление в шинах колес трактора, как подготовить трактор к работе в агрегате с прессом, почему потеряна работоспособность дизеля и т.д.), которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, умений, необходимых усвоить и отработать при решении данной проблемы. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать принципы проблемного обучения, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Составление кейсов по производственному обучению по специальности 35.02.16 Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования в практике работы мастера имеет большой потенциал и резерв для развития инновационных подходов в практико-ориентированном обучении студентов. Изучив теоретические положения и практические рекоменда­ции по технологии применения идеомоторной тренировки для спортсменов, я стал применять эту технологию, но, готовя студентов не к спортивным соревнованиям, а к конкурсам профессионального мастерства. Психологическая подготовка к выполнению практических заданий на Чемпионатах очень важный аспект деятельности. Операцию присоединения пресс-подборщика к трактору состоящую «из ряда действий упорядоченного характера» я не представляю себе в настоящее время без применения технологии идеомоторной тренировки.

Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, я отвечаю четко на вопросы:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Какие знания они должны иметь?
  3. Какие умения они будут приобретать?
  4. Какие профессиональные компетенции будут охвачены кейсом?
  5. Чему должны научиться студенты?

При подготовке конкретного кейса к уроку я учитываю соответствие проблемной ситуации цели урока. Далее правильно и четко формулирую задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность студентам освоить и закрепить новые знания, умения, а самое главное — получить результат , которым довольны будут и мастер п/о , и студент, и работодатель.

Литература

  1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. — 2005. — Выпуск 2. с. 169-194.
  2. Использование кейс-технологии в профессиональном образовании / Г.С. Стуканова // статья в журнале «Приложение к журналу Среднее профессиональное образование» № 8, 2007.
  3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. — Томск, 2007.