Евразийский
научный
журнал

Современный взгляд на теорию разделения власти.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мавлютов Артур Фанисович
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1545
Показать PDF версию Современный взгляд на теорию разделения власти.

Мавлютов А.Ф.
Магистрант кафедры ГМУ
Башкирской академии государственной службы
и управления при главе РБ.

Аннотация: В статье рассматривается современная концепция теории разделения власти. В настоящее время данная политико — правовая теория используется успешно, но так же существует и ряд проблем. Автор статьи рассматривает такие проблемы теории разделения власти как: преобладания исполнительной власти над другими, изъяны в законах о разделении власти.

Для исполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. России необходима сильная исполнительная власть. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Следуя структуре Конституции РФ необходимо выделить особое положение Президента РФ в системе государственных органов. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагать федеральные законы, причем Конституция не требует юридического обоснования данного действия.

Другим средством воздействия на парламентариев является право Президента на роспуск Государственнон Думы. Первый случай, в котором Президент может распустить нижнюю палату Федерального Собрания, предусмотрен в процедуре формирования Правительства РФ [1]. Президент начинает формирование Правительства с внесения в Государственную Думу предложения о кандидатуре Председателя Правительства, которое рассматривается Государственной Думой в течение недели со дня внесения предложения. При этом Конституция не обязывает Президента не предлагать кандидатуры, ранее отвергнутые Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Причём роспуск Государственной Думы является обязанностью Президента, а не правом. После этого Президент назначает Председателя Правительства, причем совершенно не обязательно, что новый Председатель будет выбран из трех предыдущих кандидатур. Государственная Дума может быть распущена и в случаях, недоверии к правительству. Принятие Думой постановления о недоверии Правительству не означает его отставки, так как Президент имеет право отклонить данное постановление. «В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу» [2]. Значит если Государственная Дума и осуществит данную процедуру, всегда имеется возможность защитить Правительство благодаря альтернативе, предусмотренной в ч. 3 ст. 117, т.е. сам смысл выражения недоверия извращается. Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Конституция Российской Федерации» Статья 111 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ)
  2. «Конституция Российской Федерации» Статья 117 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ)