Евразийский
научный
журнал

Современный подход к школьному обоазованию

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Поцула Ольга Германовна, Арыкова Светлана Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1320
Показать PDF версию Современный подход к школьному обоазованию
Поцула Ольга Германовна, учитель математики МБОУ "СОШ №14"
Арыкова Светлана Анатольевна, учитель русского языка МБОУ "СОШ №14"


 Современный подход к школьному образованию.

Главный и фактически ведущий процесс всей нынешней глобаль­ной трансформации состоит в изменении существа и характера человече­ской деятельности. Деятельность превращается в основной способ само­реализации человека, в «творчество», мотивированное внутренне и сво­бодно. Деятельность  людей, причем в массовых масштабах, переста­ет быть трудом и становится творчеством.

Отсюда становится понятным, что качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности , такие как: инициативность, творчество,  креативность,  коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответствен­ность, способность к  смене позиций и видов деятельности, адаптивность и т.д. - просто не предусмотрены традиционной  школьной  системой.

Психологи считают, что 50% информации, запоминаемой учащимися, забывается уже через год, а через два года — 80%.   Знания, получаемые в школе, не способны аккумулировать­ся и даже при прочном запоминании вряд ли когда-нибудь понадобятся в бу­дущем.

Проблема ненужного, лишнего знания решается просто — всякое знание не имеет никакой цены, является обузой и лишним грузом, если оно не явля­ется в результате личного интереса, если оно не является результатом  размышлений  над проблемой, важной именно для этого человекa. 

Развитие уверенно­сти и инициативы, формирование независимости, воспитание личности - вот наиболее важные цели образования  по мнению многих учеников.  Они не считают важным содержание того, что называется академическим образованием. Современные учащиеся нуждаются в средствах выявления и развития своих индивидуальных способностей, в поиске возможности их примене­ния, наконец, в том, чтобы их просто оценили по достоинству.

Выпускники школы информированы в области специальных знаний, владеют более или менее специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением , умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Цель образовательного процесса в школе — содействие ученику в раскрытии, реализации и развитии личностного потенциала.

Функция учителя — организационно-стимулирующая.

Функция ученика — самоуправление деятельностью.

Стиль управления—сотруднический.

Доминирующие методы — диалогические.

Показателем  эффективности является рост самостоятельности учащихся.

Образовательный процесс в современной школе опирается на  следующие задачи:  

   - помочь обучающимся научиться  познавать;

   - помочь обучающимся научить делать;

   - помочь научить жить вместе;

   - помочь  научить жить в ладу с самим собой.

                Реализация этих задач   выражается в следующих позициях:

- приоритетность личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе;

- включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс;

- культивирование уникального  опыта ребенка;

- признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия;

- построение образовательного процесса на основе учета психофизиологических особенностей учащихся;

- изменение позиции педагога-информатора, контролера на позицию координатора.

         В результате реализации этого подхода формируется «целостность» личности, фиксируемая по показателям:

— мотивационные – интересы и мотивы;

— дидактические – обученность и обучаемость;

— психологические показатели  развития - учебная деятельность и др.

Ребенок в современной школе не просто ученик , это - личность.

 В фокусе внимания находятся не столько  технологические аспекты деятельности учащихся,  сколько личностные, а предметные знания и умения рассматриваются как средства развития личности.  Задача  педагогов  - содействие ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное,  на что работает учитель — помощь ученику в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыл себя как носителя активного  преобразующего начала. Учитель строит свои взаимоотношения  с учеником на безоценочном,  положительном  принятии ребенка. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом.  Мнение такого учителя значимо для учеников.  И потому ребята готовы к нему обращаться за консультацией.