Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современные технологии в преподавании: Word Clouds

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хиз Ильсияр Рафиковна, Волкова Елена Михайловна, Нахтармина Тамара Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 3877
Показать PDF версию Современные технологии в преподавании: Word Clouds

Волкова Елена Михайловна,
Нахтармина Тамара Михайловна,
Хиз Ильсияр Рафиковна

Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.

Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов, текста в привлекательной форме. Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. Можно менять фон, цвет, шрифт и форму облака.

Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов (тех, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения). С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.

Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста — ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.

В своей работе мы используем эти «облака» для достижения различных целей.

I. Warming upPrediction

— Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.

populrst_1.png

II. Фонетическая зарядка - Каждый ученик (пара) получает определённый звук, например [p]
и подбирают не менее 20 слов с данным звуком (в начале, середине или в конце слова), выходят на сайт, создают «облако» на основе своих слов.

III. Введение и первичное закрепление лексического материала.

— На этапе введения новой лексики можно составить «облако» из слов одной темы, например, названий еды, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из " облака«.

populrst_2.png

— На этапе тренировки использования новых лексических единиц нашим ученикам очень нравится следующая игра — найти в облаке слова по какой-либо теме. (Например, для восьмиклассников при изучении темы «The World of Shopping» было составлено облако по 3 темам: фрукты/ овощи, контейнеры, магазины и дети находят лексику сначала по одной теме, потом по второй и третьей.)

— Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.

IV .Для отработки грамматического материала:

— из «облака слов» нужно составить длинное предложение, содержащее грамматическую структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.

— сделайте «облако слов» из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, f.e. conditionals

— учащиеся должны составить вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивая свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.

— Каждый ученик из пары или группы находит другого ученика, задает свои вопросы, в то время как Вы контролируете и делаете пометки для последующего обсуждения.

V. Для работы с текстом для чтения или аудирования

— Показать" облако " слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором ключевые слова, можно предсказать идею текста, тему...

-Создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад. Очень интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на "облака«c фактическим содержанием текста. Далее спросить, что ученики уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены.

Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать «облака» заранее и раздать их в группах).

VI. Для совершенствования речи

— Написать рассказ о себе в «word cloud». Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками или девочками, по возрастным группам. Эти уроки желательно проводить на интерактивной доске.

Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к реализации мини-проектов.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.

Результативность

Использование сервиса «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс. Тем самым увеличивается эффективность обучения и это способствует дополнительной мотивации учащихся на уроке, формирует благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов — это замечательный способ стимулировать беглую речь.

Источники:

  1. Тороп Валерия Валерьевна Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля
  2. Блог Марины Курвитс. Сервисы для создания облака слов и 51 способ их использования в обучении.
  3. Рудинская В.В. Облако слов (презентация)
  4. Полезные ресурсы — создаем словарные облака с помощью Wordle.
  5. http://www.slideshare.net/ShellTerrell/teaching-with-word-cloud-tools