Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета технология в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС ООО.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Полищук Татьяна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 4831
Показать PDF версию Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета технология в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС ООО.

Полищук Татьяна Николаевна 

учитель технологии МОУ Октябрьской СОШ Белгородского района Белгородской области им. героя России Ю.А. Чумака

E - mail: PolishykT@mail.ru

Россия., п. Октябрьский Белгородская область.

В статье исследуется выявление проблем и перспективы преподавания предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Белгородского района.

Ключевые слова: технология, ФГОС,УУД.

Keywords: technology, GEF,UUD.

Английский философ Френсис Бэкон говорил: «Время есть величайший из новаторов». Все сферы человеческой жизни затрагивает время, к этому числу относится и образование, которое требует периодического обновления. Теперь уже всем понятно: в «новое» время со старыми «стандартами» войти нельзя. Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения – новый шаг в образовании.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Перед современным человеком стоит множество проблем, которые он не может решить простым накоплением знаний и навыков поведения, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, гибкая и легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способная учиться,  развиваться, выбирать и отвечать за свой выбор, самосовершенствоваться и творчески относиться к любому делу.

Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается ли на воду современный лайнер или готовится к запуску космический корабль - во всех делах, великих и малых, всюду и везде в различных формах проявлениях реализуется технология.

Возможности современной технологии так расширились, что ещё несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдёт развитие этой области преобразования материалов, информации и энергии.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, так как требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.    

Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными технологиями: дети легче осваивают компьютер, чем завязывают шнурки. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.
Первая трудность с которой чаще всего сталкивается учитель, пожалуй, состоит в составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования, обеспечивающего распределение часов как на освоение предметного содержания, так и на формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений учащихся. Необходимо осознать, что освоение учеником предмета и формирование УУД - эти две позиции не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. И задача учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на внеурочных занятиях.

Результатом целенаправленной работы учителя по организации учебной деятельности обучающихся должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности, самостоятельной личностью, которая:

  1. Ставит цель на очередной этап работы,
  2. Осмысливает мотивы деятельности.
  3. Выбирает адекватные цели средства ее осуществления.
  4. Самостоятельно совершает действия (даже если они ошибочны).
  5. Достигает результата (цели).
  6. Производит самооценку, рефлексию.

Основной инструмент реализации деятельности является рефлексия, в результате которой возникает чувство уверенности, свободы, возможность и способность самостоятельно преодолевать трудности и достигать планируемый результат деятельности.

Вторая трудность: требуется совершенствование ресурсного потенциала - неумение включать в учебный материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обучения на использование ИКТ; отсутствие компьютеров и мультимедийной аппаратуры в кабинетах; недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.

Третья трудность: устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инструментами, материалами, нет кабинетов и мастерских.

Решение проблем:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обучения и воспитания.

3. Принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся.

4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования.

5. Совершенствовать банк по диагностическому инструментарию.

Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011,- С 48.

  2. Киселёва Е. Н. Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/04/problemy-i-perspektivy-prepodavaniya-tekhnologii-v-usloviyakh

  3. Новикова И.Б. Современные подходы в преподавании технологии в рамках реализации ФГОС. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://irina-novikova.my1.ru/publ/sovremennye_podkhody_v_prepodavanii_tekhnologii_v_ramkakh_realizacii_fgos/1-1-0-1