Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Совершенствование стратегического планирования на промышленных предприятиях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Андреев Владислав Анатольевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3683
Показать PDF версию Совершенствование стратегического планирования на промышленных предприятиях

Андреев Владислав Анатольевич
Магистр ОГУ, Россия, г. Оренбург
E-mail: vlad.a@rambler.ru
Научный руководитель: Смирнова Елена Викторовна
доктор экономических наук, доцент
Кафедра экономического управления организацией
Россия, г. Оренбург

В статье рассматриваются возможности развития промышленного предприятия, особенности разработки  и внедрения стратегии развития  на промышленных предприятиях.

Ключевые слова:  стратегическое планирование, стратегия развития предприятий, промышленное предприятие, структура  стратегического управления.

Наиболее важная проблема для любой организации, действующей в условиях рынка - это проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает стратегическое планирование.

Стратегическое планирование является очень актуальным для российских компаний. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.

Для современных предприятий выбор стратегии для дальнейшего развития является ответственным решением.

Стратегическое планирование - является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе.

В настоящее время любое промышленное предприятие функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Деятельность предприятия должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка.

Стратегическое планирование промышленного предприятия имеет ряд особенностей, которые обязательно необходимо учитывать при выборе стратегии развития предприятия. Рассмотрим эти особенности.

Важную роль в стратегическом планировании играет отраслевой анализ. При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования является совокупность предприятий, конкурирующих на одном рынке с аналогичными товарами или услугами. Данный   анализ  определяет  значимость и привлекательность отрасли и ее отдельных сегментов.

Другой важной составляющей является организация производственной структуры, выраженная в перераспределении производственных мощностей. В периоды резкого спада производства и падения спроса, вызванного экономическими и политическими  кризисами, целесообразно применять стратегии аутсорсинга (передача части функций производства сторонним производителям), позволяющие сократить постоянные издержки предприятия. Применение аутсорсинга выгодно тем, что каждому предприятию необходимо, чтобы все сферы его деятельности обслуживались максимально качественно, но не каждое предприятие может держать в штате высокооплачиваемых постоянных узкоспециализированных специалистов. Поэтому выгоднее сотрудничать с организациями, которые будут выполнять определённые услуги для вашего предприятия.

При росте потребительского спроса предприятие вынуждено искать дополнительные производственные мощности. Вариантами решения этой проблемы является размещение заказов, участие в конкурсах и аукционах. Примером служит ситуация на российском рынке счетчиков газа, когда резкий спрос, вызванный изменением законодательства обязывает  производителей увеличить объемы производства этих приборов.

Другой важной характеристикой, определяющей стратегическое развитие промышленного предприятия, является инновационная составляющая, которая на сегодняшний день является определяющей для всего стратегического развития предприятия. В первую очередь, это относится к технологиям и продукту. Обе составляющие формируют конкурентные преимущества предприятия, а необходимость постоянного их усовершенствования предопределяет содержание всей концепции стратегического развития.

Рассмотрим основные проблемы  в сфере стратегического планирования.

На большинстве отечественных промышленных предприятий отсутствуют процедуры, регламентирующие подготовку и принятия стратегических решений, связанных с перспективностью ведения бизнеса в конкретной отрасли. Большинство предприятий не озадачены  постановкой долгосрочных целей в хозяйственной деятельности и выработкой стратегии по достижению сильных конкурентных позиций.

Внедрение стратегии требует определенных материальных и  интеллектуальных ресурсов, корректировки в  организационной структуре предприятия.

Таким образом при внедрении стратегии необходимо выполнить ряд действий.

1) Обеспечить предприятие соответствующими ресурсами:

  • материальными (основные производственные фонды, земля)
  • финансовыми (собственный и заемный капитал)
  • кадровыми (специалисты соответствующих квалификаций)
  • интеллектуальными (юридические разрешения, договора, контракты).

2) Пересмотреть действующую организационную структуру предприятия.

Внедрение таких масштабных стратегий как диверсификация или интеграция производства связано, как правило, с созданием новой или модернизацией старой организационной структуры Важной организационной проблемой является координация взаимосвязанной работы всех подразделений предприятия в русле новой стратегии.

Отсутствие отделов маркетинга во многих компаниях приводит к тому, что в большинстве компаний отсутствует глубокое изучение и анализ проблем рынка и отрасли.

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов.

Рис.1.PNG

Рис 1. - Структура стратегического управления

Эти процессы логически вытекают один из другого. Предприятия должны придерживаться следующей структуры стратегического планирования, уделяя внимание каждому этапу:

  • анализ среды
  • определение миссии и целей
  • выбор стратегии
  • выполнение стратегии
  • оценка и контроль исполнения.

Для совместного изучения внешней и внутренней среды применяется широко известный  метод SWOT - сила, слабость, возможности и угрозы. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации

Таким образом, проведенный анализ развития предприятий позволяет сделать следующие выводы.

Для успешной конкурентной борьбы на международном рынке российским предприятиям необходимо внедрять стратегическое планирование наряду с текущим.

Необходимость применения стратегического планирования на промышленных предприятиях диктуется нестабильностью внешней среды, поскольку изменчивость экономических и социальных  факторов выше ответной реакции со стороны предприятий.

Грамотно сформированная и принятая  стратегия для конкретного предприятия позволяет определить смысл и назначение его деятельности в существующих рыночных условиях.

Стратегическое планирование позволяет расширить возможности предприятия, повысить уровень использования его ресурсов, что позволит достичь желаемых результатов в перспективном периоде времени.

Список литературы

  1. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования (Шарандина Н.Л.) ("Финансовое право", 2015, № 1)
  2. О.С. Виханский  Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2000. -296 с.
  3. Попов, С. Сценарное планирование и стратегический анализ // Стратегический менеджмент. - 2008. - № 2. - С. 56-78.
  4. Яковлева Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских предприятий //  Экономика и математические методы. – 2006. - № 4.