Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Садовая Анна Владиславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2018»  (август, 2018)
Количество просмотров статьи: 1294
Показать PDF версию Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования

Садовая Анна Владиславовна
учитель английского языка
ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе — школьном учителе.

Какой же он, современный успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.

Ученики считают успешным учителя со следующими качествами:

  • доброжелательность и понимание
  • умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
  • оптимизм
  • организованность, активность, энергичность
  • неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
  • умение заинтересовать своим предметом

Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:

  • знание предмета
  • умение доходчиво объяснить материал
  • владение различными педагогическими приемами
  • разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
  • четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
  • способность заинтересовать своим предметом
  • успехи учеников
  • стремление к новациям в обучении

Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессиональная компетентность учителя определяется умением:

  • Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования — выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников.
  • Видеть ученика в образовательном процессе — предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
  • Создавать образовательную среду и использовать ее возможности — информационные ресурсы, ИКТ.
  • Планировать и осуществлять профессиональное самообразование — анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.

Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа учащихся, которая становится не просто значимой формой учебного процесса, а его основанием, и является эффективным средством организации самообразования и самовоспитания личности.

Одним из эффективных видов самостоятельной работы является проектная деятельность. Проектная деятельность представляет собой развитие проблемного обучения, от которого она отличается тем, что имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичное предъявление. Цель проектной деятельности — создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
  • овладевают исследовательскими умениями;
  • развивают системное мышление.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Важную роль в совершенствовании профессиональной компетентности учителя играет портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио — хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.