Евразийский
научный
журнал

Социальный аспект повышения конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности в России.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Богма Кристина Александровна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 2147
Показать PDF версию Социальный аспект повышения конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности в России.

Богма Кристина Александровна. Аспирант кафедры социологии. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Южно-Российский институт - управление. г. Ростов-на-Дону.

Совершенствование системы здравоохранения является составной частью стратегии модернизации России. Несмотря на серьезные попытки реформирования и модернизации медицинской деятельности на всех уровнях государственного и муниципального управления, они пока не дают желаемого эффекта. В настоящее время сложилась объективная потребность переориентировать реформы системы здравоохранения на новую траекторию развития, связав их не только с развитием самих органов государственной власти и управления, но и с социально-экономическим развитием российского общества, с его потребностями и возможностями, учесть специфику совокупности региональных факторов. Особое внимание сейчас уделяется конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности, возможностям удовлетворения потребностей населения в качественных медицинских препаратах, а также в высокоэффективном и доступном медицинском оборудовании, что и актуализирует выбранную нами тему.

Целью долгосрочной государственной политики России в области фармацевтической и медицинской промышленности является максимально эффективное использование научных разработок и инноваций в области медицины и фармацевтики для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.

Социальный аспект конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности имеет особое значение. Анализ текущего состояния фармацевтической и медицинской промышленности указывает на ее отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате, в структуре потребления, последствия ежегодного прироста импортных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения создает ситуацию, при которой доля отечественных медицинских препаратов составляет лишь 17%. При сохранении такой тенденции здоровье граждан Российской Федерации как важнейшая составляющая национальной безопасности Российской Федерации попадает в зависимость от внешней экономической конъюнктуры.

Необходимость в повышенном внимании со стороны органов власти не только к теоретической составляющей вопроса обеспечения системы здравоохранения отечественными медикаментами и оборудованием, но и к практической, то есть именно к вопросу восприятия, отношения и доверия населения возможностям рынка отечественных медицинских препаратов и оборудования, носит общественно значимый характер. Рассмотрим этот факт наиболее подробно. Во-первых, под социальным или общественным здоровьем принято понимать состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность, что, с точки зрения механизма функционирования системы здравоохранения, ее основной цели и задач, обеспечивается уверенностью в качественной и доступной медицинской помощи.

Во-вторых, социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей, в том числе в отношении процессов и явлений системы здравоохранения, а также ее составных элементов. Таким образом, социальный аспект изучения конкурентоспособности рынка фармацевтической и медицинской промышленности заключается в анализе эффективности и результативности деятельности органов власти в совокупности с изучением общественного мнения по данному вопросу.

Специфика системы здравоохранения такова, что вся деятельность направлена на людей и для людей. Систематизированное и комплексное изучение нормативно – правовой базы позволяет проанализировать основные государственные программы в сфере фармацевтической и медицинской промышленности.

Основным нормативно- правовым актом, регулирующим деятельность органов власти по вопросу повышения конкурентоспособности и эффективности фармацевтической и медицинской промышленности в России, является Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации на 2013- 2020 годы».1

Основная цель программы заключается в создании инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, к которым относят формирование технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности; формирование инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности; развитие производства инновационных лекарственных средств и медицинских изделий.

Одним из основных индикаторов, который предстоит достигнуть в рамках реализации госпрограммы развития фармацевтической и медицинской промышленности – это 40% медицинских изделий к 2020 году должно производиться на территории Российской Федерации.

Также, о перспективах развития рынка фармацевтической и медицинской промышленности в России говорится в концепции развития здравоохранения до 2020 года2.

В целом же деятельность по производству и сбыту лекарственных препаратов и медицинского оборудования регулируется рядом нормативно – правовых актов. К ним относят:

  1. Федеральный закон № 262-ФЗ от 25.12. 2012 г. «О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств».
  2. Федеральный закон №160-ФЗ от 26.06.2015 г. «Об обращении лекарственных средств».
  3. Федеральный закон №474- ФЗ от 29.12.2014 г. «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь».

Особо обратим внимание, что в июле- августе 2015 года, Министерство здравоохранения РФ при участии Росздравнадзора разработало проект федерального закона о внедрении государственной системы мониторинга гражданского оборота лекарственных средств, что является автоматизированной системой контроля движения лекарственных средств от производителя до конечного потребителя с использованием индивидуальной маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов. Основной целью мониторинга оборота лекарственных средств является обеспечение поставок качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов путем защиты легального оборота от фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

Также, Государственная дума приступила к разработке законопроекта о выпуске патентованных лекарственных препаратов, которые не поставляются в России зарубежными компаниями. Необходимость в новом законе возникла после того, как в 2014 году один из американских фармпроизводителей отказался поставлять в РФ оригинальные лекарственные средства, однако, запрет на ввоз в Россию лекарств или введение каких-либо ограничений на иностранные лекарственные препараты не планируется.

Таким образом, нормативно- правовая база, в предметную область регулирования которой, прямо или косвенно, входят вопросы качества и доступности, а также уровня конкурентоспособности фармацевтической и медицинской промышленности в России, достаточно обширная.

Рассмотрим вопрос с практической стороны.

Российский рынок фармацевтической и медицинской промышленности в 2014 года занимал 13-е место по объему среди всех мировых рынков медицинских изделий, однако, имеющийся потенциал роста составляет 6 раз. По прогнозам экспертов, уже к 2020 году должно произойти удвоение объема рынка медизделий в России. Порядка 12% составляет частное потребление медицинских изделий, остальное – это в том или ином виде государственные закупки медицинских изделий.

По состоянию на 2014 год 83% всех имеющихся в обращении медицинских изделий составлял импорт, и лишь 17% – отечественные медицинские препараты. Несмотря на то, что крупнейшим мировым производителем медицинских изделий являются США, в России лидирующие позиции занимает Европа. Из США на российский рынок поставляется примерно 20% медицинских препаратов, из Китая, который постоянно укрепляет свои позиции – около 10%, Япония – порядка 7%. Локализация происходит не только в самых высокотехнологичных сегментах, но и по всему спектру оборудования3.

Особое внимание уделяется медикаментам из перечня жизненно-важных лекарственных препаратов и планируется, что к 2018 году 90% лекарств из данного перечня должны быть отечественного производства. На сегодняшний день доля российских лекарственных препаратов в этом списке уже составляет 67,9 %. Стоит заметить, что перечень был расширен на 2015 год и,  сейчас в нем всего 608 наименований, из них 413 - от российского производителя.

Благодаря принятым мерам, за последние пять лет производство лекарственных средств выросло в два раза, притом, что рынок по лекарственным препаратам каждый год растет на 10%.

Сейчас крупнейшие сегменты рынка составляют средства лабораторной диагностики, диагностической радиологии, изделия для реанимации, хирургии, стоматологии – они превышают половину объема рынка. В перспективе эта ситуация будет меняться.

Однако остается неосвещенным один из важнейших вопрос – вопрос удовлетворенности населения качеством отечественных препаратов и медицинского оборудования, то есть тот самый социальный аспект, важность которого мы обосновали ранее.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в феврале – марте 2015 года проводил масштабный социологический опрос, объектом внимания выступили трудности в сфере медицинских услуг, с которыми сталкивались россияне в последние полгода.

Согласно предоставленным данным, чаще всего, за прошедшие шесть месяцев, респонденты сталкивались с тем, что не могли купить необходимое лекарство по причине его дороговизны – 37%, из которых 16% сталкивались в этой проблемой периодически, и 21% - несколько раз. При этом на отсутствие лекарственных средств в аптеках жаловались реже: о том, что не смогли найти нужные медикаменты в аптеках, сообщили 28% россиян. Обратим внимание на тот факт, что пятая часть респондентов, а именно 21%, столкнулась с отсутствием в больнице необходимого им оборудования или медикаментов.

Также, считаю целесообразно представить результаты социологического опроса, проведенного в такой же период времени, что и всероссийский опрос ВЦИОМ, только на территории Ростовской области. Население как потребители медицинских услуг, давали свою субъективную оценку качеству и доступности медицинской помощи, оказываемой им донскими медицинскими учреждениями. Один из блоков вопросов был посвящен системе лекарственного обеспечения граждан и проблемах в нем.

На предложение выделить три наиболее остро стоящие проблемы в системе лекарственного обеспечения, респонденты ответили следующим образом: 21% пациентов считают, что отсутствие современных дорогостоящих лекарств характерно для данной системы; 16% высказались по поводу сложной системы получения рецепта у врача; 15% респондентов выделили ограничительный перечень лекарственных средств.

Также, на вопрос о том, почему на российском рынке лекарственных средств велика доля импортных товаров и как это влияет на выбор пациента, ответы распределились следующим образом:

  1. 18,2% респондентов ответили, что разная цена на отечественные и импортные лекарства вынуждает делать выбор вне зависимости от производителя;
  2. 18% пациентов высказали свое мнение о том, что покупают лекарства строго по рецепту врача, однако, коррупционность и кумовство влияют на предпочтения врача.
  3. 17,9% жителей сказали, что, по их мнению, отечественные лекарственные средства не удовлетворяют потребностям пациентов и их выбор всегда в пользу импортных товаров.

Таким образом, очевидно, что население как Ростовской области, так и России в целом, свое недоверие к системе здравоохранения переносит и на элементы ее системы, а именно на достижения и способности фармацевтической и медицинской промышленности.

Однако, ситуация может кардинально измениться.

Говоря о путях развития фармпромышленности особое внимание органы власти уделяют можно получить модернизации имеющихся и строительству новых предприятий по выпуску, в том числе, готовой высокотехнологичной и достаточно наукоемкой продукции.

В настоящий момент на территории России функционирует 43 медицинский завода различной профильной направленности. Более того, государство активно инвестирует денежные средства для развития и становления полного цикла производства лекарственных препаратов.

Так, например, Российский производитель лекарственных средств «Нанолек», биомедицинский комплекс в Оричевском районе Кировской области, вошел в программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ. Согласно решению межведомственной комиссии при Министерстве экономического развития, «Нанолек» получит 6,1 млрд рублей.

В 2016 году в Санкт-Петербурге начнут работать четыре фармацевтических завода. Выход предприятия на полную мощность ожидается в 2018 году4.

Также созданы условия для привлечения в Россию инвесторов, в том числе по локализации иностранных производств лекарственных препаратов. Критерий «российский товар» позволяет им участвовать в госзакупках.

Но сегодня остро строит проблема параллельного импорта лекарственных средств в Россию, с которой сталкивается каждый 30-й фармпроизводитель. К такому выводу пришли специалисты аналитической компании RNC Pharma, проанализировавшие интенсивность процессов параллельного импорта ЛС с января 2014 года по май 2015 года.

Согласно данным, за полтора года была выявлена 61 поставка медикаментов по схемам параллельного импорта. Всего в 2014 году объем параллельного импорта ЛС в Россию составит 353,9 млн рублей, а за первые 5 месяцев текущего года – 36,5 млн рублей. Как отмечают аналитики, с проблемой параллельного импорта сталкиваются как крупные производители, так и небольшие фармкомпании.

Этот факт негативно отражается на готовности российских предприятий к воспроизводству практически любых лекарственных препаратов. С целью углубления локализации производства медикаментов Минпромторг разработал программу, направленную на развитие, в том числе, и производства отечественных фармсубстанций, чтобы поддержать производство лекарственных средств по полному циклу. Именно такие производства получат в дальнейшем преференции.

Для достижения этой цели должны быть созданы механизмы, стимулирующие как развитие собственного производства, так и возможность максимально оперативно поставлять медицинские продукты на рынок, доводя их до потребителей.

Таким образом, негативно настроенное население как потребители медицинских препаратов, является неким социальным «тормозом», провокатором регресса в развитии фармацевтической и медицинской промышленности. Действительно, долгие годы отечественные лекарственные средства весьма уступали по своим свойствам импортным аналогам, однако, деятельность органов власти очень активно направлена на то, чтобы жизнь и здоровье общества не зависела от импортеров, тем самым благосостояние государства будет в руках самого государства.

Таким образом, мы видим, что решение многих проблем фармацевтической и медицинской промышленности лежит в плоскости активного взаимодействия государства и гражданского общества, в совершенствовании нормативной базы, в создании и четком мониторинги системы полного цикла производства лекарственных средств, отработанной и налаженной системы выхода продукции на рынок потребителей, восстановлении вертикали управления деятельностью аптечных организаций, в усилении контроля за работой аптек, мотивации работы специалистов аптек и так далее5.














Список литературы:

  1. Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Береговых В.В., Беляев В.В. Система профессионального образования в области промышленной фармации — зарубежный опыт. Ремедиум, 2012, 12: 39-43.
  2. Береговых В.В., Свистунов А.А., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И., Мешковский А.П. О дополнительном профессиональном образовании по направлению «Промышленная фармация» в Российской Федерации. Фармацевтическая промышленность, 2012, 12: 80-83.
  3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 305. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации на 2013- 2020 годы».
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294. Концепция развития здравоохранения до 2020 года.
  5. Тельнова Е.А. Розничный фармацевтический рынок: основные проблемы и пути их решения. // Вестник Росздравнадзора. 2014. № 6.
  6. Электронный журнал «Новости медицины и фармацевтики». Режим доступа: http://www.remedium.ru/