Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гришко Анна Александровна
МАУДО «Детская школа искусств г. Гаджиево»
ЗАТО Александровск
Grishko Anna Aleksandrovna
MАUDO «Children’s art school of the city of Gadzhievo»
ZATO Aleksandrovsk
E-mail: annep1990@yandex.ru
Цель исследования — определить роль проектной деятельности в реализации рабочего процесса в учреждениях дополнительного образования музыкальной направленности. Актуальные на сегодняшний день вопросы для педагогов Детских музыкальных школ и школ искусств рассмотрены на примере успешно реализованного проекта на территории регионов Российской Федерации. Тематическая новизна заключается в том, что впервые рассматриваются проектные инициативы физического лица — преподавателя ДШИ, применённые в учебном процессе сразу нескольких ДМШ и ДШИ Мурманской области, а также поддержка данной инициативы на федеральном уровне. В результате определено, что на сегодняшний день, согласно требованиям времени, проектная деятельность становится неотъемлемой частью педагогического процесса и реализации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова и фразы: проект, грант, дополнительное образование, детская музыкальная школа, детская школа искусств.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается существенный подъем интереса молодежи к проектной деятельности. Если десятилетие назад это направление было для представителей поколения молодежи, которой на тот момент было около двадцати лет, абсолютно новым и практически неизученным (в высших учебных заведениях, особенно творческой направленности, проектной деятельности не уделялось должного внимания), то в наши дни проектная деятельность охватывает едва ли не все сферы деятельности людей, в различных учебных заведениях появились теоретические и практические занятия данной направленности, а на государственном уровне молодежные проектные практики поддерживаются активно в виде различных грантовых программ.
Социальное проектирование в сфере музыкального образования имеет ряд отличительных особенностей, которые в данной работе рассматривается на примере федерального проекта «Музыкальные надежды Арктики», успешно реализованного на территории Российской Федерации в
Идея проекта возникла у его автора во время обучения в консерватории и параллельной педагогической деятельности. Будучи преподавателем и руководителем отдела в одной из крупнейших музыкальных гимназий России — Царскосельской гимназии искусств имени А.А. Ахматовой в Санкт-Петербурге (бывшая Женская Мариинская гимназия, где училась поэтесса Анна Ахматова), мною была составлена полная картина музыкального образования в крупном городе, к тому же являющемуся культурной столицей. Однако, несколько лет назад, переехав по семейным обстоятельствам в военный гарнизон в Заполярье, я увидела абсолютно противоположную ситуацию на примере небольшой Детской школы искусств с другими потребностями и задачами в музыкальном образовании. Исходя из этого и имея опыт работы в крупном учебном заведении, появился проект «Музыкальные надежды Арктики», отвечающий также основным целям и задачам стратегического развития Мурманской области и России в целом, прописанным в различных государственных нормативно-правовых документах.
На специфику сферы образования Кольского Заполярья в целом влияет множество факторов, например, погодные условия: как мы знаем, образование (на примере музыкального) — это не только уроки в стенах школы. Это также и посещение концертов, музеев, выставок и др., о чем прописано и в учебных программах, утвержденных в государственных учебных заведениях дополнительного образования. В Мурманской области ввиду погодных условий — долгая полярная ночь, частые снегопады и т.д. — жители региона редко имеют возможность выехать в столицу региона — Мурманск — куда приезжают известные деятели культуры и музыканты. Важно отметить, что Мурманская область является приграничной территорией с большим количеством военных гарнизонов, также отдаленных от культурного центра. Население гарнизона — молодые семьи с детьми (в основном), где мужчины-военнослужащие большую часть своего времени отдают службе Родине и женщины просто физически не могут вывезти детей в Мурманск.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов, влияющих на качество образования, нельзя не упомянуть важнейшую проблему, являющуюся основной целью стратегического развития Мурманской области, прописанную в плане «На Севере — жить. 2030» — остановить отток молодежи из региона. Команда проекта, побывав практически во всех муниципальных образованиях Мурманской области и пообщавшись с руководителями учебных заведений, выявила еще одну проблему, вытекающую из основной: нехватка квалифицированных кадров для работы в ДМШ, ДШИ и ДК региона, хотя они есть даже в самых отдалённых городах и поселках региона и, зачастую, являются единственным местом, где дети могут провести внешкольное время.
Команда молодых специалистов в сфере культуры и музыкального образования — авторов проекта, изучив проблематику, пришла к выводу, что региону необходим комплексный проект в сфере культуры и музыкального образования, направленный на равную доступность получения новых знаний и умений молодёжью независимо от их места жительства и социального положения. Также в регионе не проводится комплексных образовательных молодежных форумов творческой направленности.
Проект «Музыкальные надежды Арктики» начал свою реализацию в 2019 году и состоял из двух серий очных мастер-классов по основным музыкальным специальностям во всех крупнейших городах Мурманской области с прилегающими территориями, т.е. охват проекта — весь регион, а также серии онлайн мастер-классов, которые задумывались как третья серия, совпавшая с началом дистанционного образования в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Таким образом, данный проект предвосхитил время и мастер-классы в формате онлайн стали большим подспорьем для преподавателей и учащихся, потому что сфера музыкального образования практически не адаптирована под дистанционный формат и методических рекомендаций по такому виду обучения практически нет.
Основным преимуществом проекта стала его долгосрочность: серии очных мастер-классов прошли с интервалом для отслеживания динамики профессионального роста учащихся.
Реализация проекта осуществлена благодаря грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи, а также партнерам проекта, среди которых известные организации — Российская академия художеств, Правительство Мурманской области, Мурманский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт развития образования Мурманской области (включивший мастер-классы проекта в программу курсов повышения квалификации педагогов учреждений дополнительного образования региона) и другие, а также организации, являющиеся, в свою очередь, партнерами таких проектов, как XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Партнеры предоставили специальные призы участникам проекта — концертные выступления в Москве и Петербурге и образовательные мероприятия.
Важным этапом проекта образовательной и культурно-просветительской направленности, стало выступление двенадцати финалистов проекта в качестве участников Петербургского международного культурного форума, которые также получили мастер-классы у профессоров Московской, Петербургской и Шанхайской консерваторий. В культурную программу вошло посещение Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра и Петербургской филармонии. Вся поездка детей осуществлялась на средства гранта.
В целом, при осуществлении образовательной работы с детьми, важно учитывать их психологические особенности. Например, для ребенка очень важно иметь стимул при постановке перед ним той или иной задачи, а также поощрение его успехов. Партнер проекта — Международный благотворительный фонда Владимира Спивакова наградил по итогам проекта троих его участников своими стипендиями, что стало беспрецедентным фактом не только для нашего региона, но и для России в целом.
Как уже говорилось выше, основная аудитория, на которую направлен проект — молодежь, а также их наставники — педагоги. Для учащихся начального звена образования (ДМШ и ДШИ, а также студентов ССУЗов) прошли этапы, описанные ранее. Для молодых ученых региона проведён «круглый стол» «Роль молодёжных общественных организаций в реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Подобное мероприятие прошло на момент его проведения впервые с момента утверждения Стратегии научно-технологического развития страны Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и вызвало большой резонанс. В «круглом столе» приняли участие представители Мурманской областной Думы и Правительства Мурманской области, руководители высших учебных заведений региона, сотрудники научных и образовательных учреждений, в том числе Российской академии наук и Российской академии художеств, ведущие молодые учёные Северо-Запада.
Также по инициативе команды проекта, на базе Института развития образования Мурманской области совместно с Министерством культуры и при поддержке Министерства образования и науки Мурманской области в дистанционном формате была организована I Всероссийская педагогическая конференция с международным участием «Современные вызовы и инновации музыкального образования». Впервые в России, в Мурманской области были подняты вопросы организации дистанционного музыкального образования. В конференции приняли участие преподаватели российских консерваторий, образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, а также организаторы музыкальных фестивалей и конкурсов. Трансляция конференции набрала свыше восьми тысяч просмотров.
В период проведения проекта было создано первое в регионе учебное пособие для хоровых коллективов и вокальных ансамблей. Пособие издано на средства государственного гранта Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. Рецензентами пособия выступили известные музыканты, педагоги, учёные России и зарубежья. Пособие стало вторым для команды проекта — первый сборник «Камерные ансамбли» для учащихся ДМШ и ДШИ был выпущен на средства гранта в 2018 году и весь тираж был передан в библиотеки учреждений культуры и искусства региона, тем самым решив еще одну важную задачу для сферы музыкального образования — пополнение библиотечных фондов новой музыкальной литературой. Особенно это актуально для отдаленных районов области, где основа библиотек — сборники, изданные более двадцати лет назад. Также важно отметить, что тематика учебных пособий выбрана неслучайно: были выбраны те предметы, которые, исходя из педагогической практики авторов, любимы детьми, но учебной музыкальной литературы по ним практически нет в нашей стране, что существенно затрудняло работу педагогов.
Важно упомянуть, что помимо образовательной и просветительской работы с молодежью, нельзя забывать об общем просвещении и повышении культурного уровня общества в целом. Для этого в рамках проекта был проведён цикл общедоступных лекций об искусстве в библиотеках региона, рассчитанный на два года и выстроенный в хронологическом порядке, что является преимуществом для составления единой картины понимания и усваивания материала слушателями.
Любая образовательная деятельность должна иметь результат. При осуществлении образовательных социальных проектов его авторы должны ставить перед собой конкретные показатели результативности. Постановка цели в любом проекте — основной аспект для его успешной реализации. В данном случае, проект «Музыкальные надежды Арктики» показал свою эффективность и актуальность для Мурманской области. Профориентационная цель достигнута: сорок процентов детей, поступивших в 2020 году единственное учебное заведение культуры и искусства региона — Мурманский колледж искусств — являются участниками проекта. Образовательная часть проекта имела колоссальный охват: более трехсот мастер-классов, в которых приняло участие более семисот человек, более трех тысяч слушателей мастер-классов (увеличение с планового показателя до ста восьмидесяти процентов), более семисот зрителей в зале и около двадцати тысяч онлайн зрителей финального гала-концерта проекта в большом зале Мурманской областной филармонии (увеличение от планового показателя результативности до ста шестидесяти семи процентов и двух тысяч процентов соответственно), более десяти тысяч участников научно-практических мероприятий. Задействовано более ста волонтёров.
Равная доступность получения новых знаний и умения молодежью достигнута не только по территориальному признаку, но и по социальному: проект адаптирован для участников с ОВЗ (в проекте участвовали дети с ДЦП, аутизмом и другими особенностями здоровья и развития).
В 2020 году проект снова поддержан грантом Федерального агентство по делам молодежи. Его тематика вышла за пределы музыкальной направленности и включила в себя мастер-классы и лекции по математике, психологии общения, построению карьерной траектории молодежью, социальному проектированию и другим дисциплинам, актуальным для молодежи, но, зачастую, не входящим в образовательные программы учебных заведений.
Сильная страна невозможна без единства его народа. Идея объединения стала ключевым лейтмотивом финального гала-концерта проекта, посвященного Году памяти и славы (к сожалению, концерт стал одним из немногих праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы и прошедших в очном формате). Проект объединил более двухсот детей со всех муниципальных образований региона, которые выступили в сопровождении сводного духового оркестра Мурманской области и завершили концерт исполнением Гимна РФ. Благодаря прямой трансляции в сети «Интернет» и в новейшие виртуальные концертные залы региона, в исполнении государственного Гимна объединились не только дети-исполнители и слушатели в зале, но и колоссальная аудитория онлайн.
Таким образом, на примере проекта «Музыкальные надежды Арктики» можно увидеть, как из небольшого города в Заполярье может осуществляться федеральный проект в сфере музыкального образования, который вышел за пределы культуры и искусства и стал междисциплинарным. Образовательные мероприятия рассчитаны на широкую аудиторию — от молодежи (от школьников до молодых ученых), а также их наставников. Благодаря доступности мероприятий проекта, в его аудиторию вошли и люди, желающие повысить свой культурный уровень, потому что открытость — важный элемент в системе образования, которыми славились ведущие университеты нашей страны — МГУ и СПбГУ, где лекции были открытыми для любого слушателя.
Также важно понимать, что только комплексный и долгосрочный подход в образовательной деятельности принесут наилучшие результаты. Проект «Музыкальные надежды Арктики» показал, что инициатива молодых педагогов и ученых поддержана и востребована в нашей стране, а также доказала, что подобные практики имеют большую потребность в обществе и высокую результативность. Благодаря педагогической инициативе могут быть решены такие глобальные задачи, как социально-экономическое развитие региона или государства в целом на примере основной цели проекта — остановить отток молодежи из региона путем образовательных и культурно-просветительских мероприятий. Благодаря нашей инициативе, ВУЗы-партнеры рассматривают возможность целевого приема молодых людей из Мурманской области, а Правительство области готово разработать программы стимулирующего возвращения молодых специалистов обратно в регион.
В заключение, на примере описанного проекта, хотелось бы подчеркнуть, что молодым педагогам, общественным деятелям, студентам ВУЗов и, в том числе, учащимся образовательных учреждений среднего образования, нужно не бояться ставить перед собой амбициозные цели, которые, на первый взгляд, могут показаться труднодостижимыми. Важно помнить, что после определения круга задач, которые необходимо решить для достижения этих целей, работа над инициативой может оказаться вполне посильной даже ученику средней школы с привлечением как и таких же неравнодушных граждан, так и благодаря поддержке различных организаций и государства.
Литература:
1. Гостев, А. Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография. — Екатеринбург, 2008. — С.
2. Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Основы проектной деятельности. Учебное пособие. — СПб: Лань, 2021. — 126 с.
3. Татаринцева Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система. — Ростов-на-Дону, 2019. — 132 с.