Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Социально-значимый проект «Правила дорожные, детям знать положено» по формированию у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Замятина Татьяна Николаевна, Копотилова Елена Владимировна, Мезенцева Людмила Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2020»  (январь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1861
Показать PDF версию Социально-значимый проект «Правила дорожные, детям знать положено» по формированию у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге

Замятина Татьяна Николаевна,
Копотилова Елена Владимировна
воспитатели,

Мезенцева Людмила Анатольевна
музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №29 «Солнышко»
г. Туапсе МО Туапсинский район, Краснодарского края

Проблема. Безопасность детей представляет собой серьезную проблему. Обеспечение безопасности детей на дороге остается приоритетной задачей нашего общества.

Актуальность. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

В ООП МБДОУ ДС № 29 «Солнышко» г. Туапсе включена реализация парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.). В организации воспитательно-образовательной работы используются методические пособия «Формирование основ безопасности у дошкольников» (Белая К. Ю.), «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения» (Саулина Т.Ф.). В начале учебного года, мы провели исследование по знанию детьми правил дорожного движения, в ходе которого была выявлена проблема: дети недостаточно владеют знаниями по этой теме, не могут быстро ориентироваться в различной обстановке на дороге. Обучение правилам дорожного движения в детском саду — это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Вместе с тем, в результате анализа проведенного анкетирования родителей, мы выяснили, что имеет место недостаточное внимание со стороны родителей, по привитию навыков и верного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чтобы исправить эту ситуацию, было решено провести целенаправленную, систематическую работу по формированию представлений о значимости знаний о правилах дорожного движения в жизни ребенка через реализацию проекта «Правила дорожные, детям знать положено». В результате проекта мы предполагаем, повысить компетентность родителей при ознакомлении детей с правилами дорожного движения. Форма совместной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, ситуационно-имитационное моделирование, тематические беседы и самостоятельная игровая деятельность.

Цель. Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Воспитательные задачи

· воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;

· формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице;

· воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования;

· прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

Развивающие задачи

· развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

· учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением

Образовательные задачи

· познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками, с назначением светофора и его сигналами;

· формировать представление о разновидностях транспорта. Отметить характерные отличительные признаки транспорта;

· развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, желание общаться со сверстниками

Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители, инструктор по физической культуре, инспектор ГИБДД.

1этап — подготовительный

Цель: создание необходимых условий для реализации метода проектов

· Выявлена проблема.

· Определена тема и цель проекта.

· Проведен опрос воспитанников и анкетирование родителей для выявления уровня знаний по формированию у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге Определены задачи, сроки и участники проекта.

· Составлен план совместной деятельности.

· Подобраны источники информации.

· Отобраны приемлемые методы и приемы работы.

· Защита проекта на педагогическом совете ДОУ.

2 этап — Основной этап реализации проекта.

· Преобразование развивающей среды в группе происходило с поэтапной сменяемостью, в зависимости от темы изучения.

· Собран демонстрационный и дидактический материал; библиотечка с художественными произведениями, сборник стихов и загадок по ПДД, раскраски и трафареты для рисования

· Изготовлена картотека подвижных игр по ПДД, фликеры, обустроена зона для самостоятельной игровой деятельности по проекту и т. д.

· Подобран иллюстрационный материал, художественные произведения, музыкальные произведения для прослушивания и восприятия, а также для дальнейшего отображения, услышанного в изобразительной и художественно-творческой деятельностях детей.

· Изготовлены костюмы и реквизиты для инсценировок и самостоятельной игровой деятельности по проекту.

· Собрана коллекция, для оформления мини-музея «Машины — помощники»

· Собрана фонотека по теме

· Подготовлены консультации для родителей:

· «Внимание: ребёнок и улица», «Осторожно — впереди дорога!», «Безопасность детей — забота взрослых!», «Изучаем правила дорожного движения»«, «Легко ли научить ребенка правилам дорожного движения», «Правила езды на велосипеде»«, «Правила дорожного движения для пешеходов», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

· Изготовлен буклет: «Помните — вы пример для детей!»

· Подобран материал для беседы «Начните с себя», рекомендации «Формирование у детей специальных навыков»

· Изготовлен макет микрорайона «Приморье»

· Подобран материал к проекту с использованием ЦОР.

· Организовали День открытых дверей. Спортивно — развлекательный досуг «В гостях у инспектора Ивана Степановича», театрализованный праздник «Дорожные приключения жителей Теремка» с участием родителей,

· Совместно с родителями изготовили накидки на стулья «Спецмашины»

· Проведены мастер — классы:

· -«Изготовление макета улицы», (бросовый материал);

· -Изготовление светоотражающих значков «Стань заметнее на дороге»

· Родительское собрание: «Безопасность детей на дороге — забота взрослых»

· Оформлена выставка детско-родительского творчества «Мы примерные пешеходы»

· Оформлен альбом «Моя семья — за безопасность на дороге!».

3 этап — аналитический, заключительный

· Итоговое мероприятие, театрализованный праздник «Дорожные приключения жителей Теремка», с участием родителей.

· Обсуждение и подведение итогов реализации проекта.

· Создание презентации по проекту

· Выступление на педагогическом совете ДОУ по итогам реализации проекта.

· Транслирование опыта работы по проекту в форме публикаций, публичных выступлений на РМО, семинарах и т.д.

· Предполагаемый результат

· У детей сформируются первичные знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также правилах поведения на дорогах города, в общественном транспорте;

· Сформируются первичные представления и знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках;

· Сформируются умения ориентироваться на улицах города, за счет повышения познавательного интереса к жизни улицы;

· Произойдет максимальное преобразование и пополнение развивающей среды различными пособиями, для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге;

· Сформируются представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать

· Смогут использовать свои творческие способности при реализации проекта

· Проявится интерес к выполнению правил поведения на дороге, через знакомство с художественными произведениями, музыкой

· Обогатится образная, связанная речь и словарный запас новыми знаниями, позволяющая применять полученные знания в самостоятельной театрализованной деятельности.

· В театрализованных играх дети смогут совместно с педагогом, обустраивать место для игры, перевоплощаться в героев, используя художественные выразительные средства (интонацию, мимику, атрибуты, реквизиты).

· Произойдет овладение новыми способами рисования и техниками пластилинографии.

Предполагаемый продукт реализации проекта

• Преобразование РППС, включая элементы «Говорящей среды»

• Создание группового уголка по изучению правил дорожного движения с мобильным макетом проезжей части, домами, машинами, дорожными знаками

• Совместное создание макетов: перекрестков, островка безопасности

• Коллективный коллаж детей «Мы учим правила дорожного движения»

• Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Светофор — наш лучший друг!»

• Взаимодействие с сотрудником ГИБДД, участие в акции по безопасности на дорогах родного города

• Проведение акции «Дети — водителям»

• Оформление альбома «Моя семья за безопасность на дороге»

• Встреча с инспектором ГИБДД «Изучаем правила дорожного движения»

• Создание картотеки подвижных игр по ПДД

• Мастер-класс по изготовлению фликеров «Стань заметнее на дороге»

• Создание картотеки дидактических игр по изучению и закреплению знаний по дорожному движению

• Фотоальбом по результатам проекта

• Создание фонотеки по теме проекта

• Создание мини-музея «Машины — помощники»

• Консультации для родителей: «Внимание: ребёнок и улица», «Осторожно — впереди дорога!», «Безопасность детей — забота взрослых!»

• «Изучаем правила дорожного движения»«, «Легко ли научить ребенка правилам дорожного движения», «Правил езды на велосипеде»«, «Правила дорожного движения для пешеходов», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

• Создание авторских мультимедийных презентаций: «Важные машины», «Игра — викторина по ПДД», «Дорожные знаки» и по результатам проекта

• Изготовление буклета: «Помните — вы пример для детей!»

• Оформление альбома «Транспорт»

• Изготовление макета микрорайона «Приморье»

Взаимодействия с родителями

· Родительский клуб «В узком кругу»

· Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города»

· Опрос родителей о возможности в помощи создания и пополнения уголка дорожного движения группы

· Родительское собрание: «Безопасность детей на дороге — забота взрослых!»

· Помощь в организации выставки детско-родительского творчества «Мы примерные пешеходы»

· Изготовление светоотражающих значков

· Помощь в организации выставка одного дня «Наша семья — за безопасность на дороге» (выпуск стенгазеты)

· Совместный пошив «Спецмашин — накидок» на стулья

· Проведение мастер — классов: «Изготовление макета улицы, перекрестков» (бросовый материал); по изготовлению фликеров «Стань заметнее на дороге»

· Подбор книг с произведениями о правилах дорожного движения, пополнение групповой библиотеки

· Подбор картинок с изображением транспорта

· Изготовление макета микрорайона «Приморье»

· Создание мини-музея «Машины — помощники»

· Консультации для родителей: «Внимание: ребёнок и улица», «Осторожно — впереди дорога!», «Безопасность детей — забота взрослых!», «Изучаем правила дорожного движения»«, «Легко ли научить ребенка правилам дорожного движения», «Правил езды на велосипеде»«, «Правила дорожного движения для пешеходов», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

· Изготовление буклета: «Помните — вы пример для детей!»

· Беседа «Начните с себя», рекомендации «Формирование у детей специальных навыков»

Ожидаемый результат взаимодействия с родителями. Родители понимают цель проекта, участвуют в создании и пополнении РППС группы, в проведении выставок, праздников для детей группы

Результативность проекта. Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность в реализации проекта позволила сформировать у детей первичные знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также правилах поведения на дорогах города и в общественном транспорте. Ребята пришли к выводу, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать. Каждый ребенок смог проявить свои творческие возможности в художественно — творческой деятельности, театральной, а также применить свои знания в самостоятельной игровой деятельности. Родители получили возможность реализовать свои желания и возможности в художественном творчестве совместно с детьми. Тесно взаимодействуя с родителями, мы добились положительных результатов и тем самым заложили основу для дальнейшего сближения и взаимодействия, в воспитании и обучении детей. Наше взаимодействие являлось партнерским, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

План реализации направления работы по формированию у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Познавательное развитие.

Авторские презентации: «Важные машины», «Дорожные знаки помни всегда», «Игра — викторина по ПДД»

Занятие «Путешествие в гости к Светофору»

ФЭМП Д/и «Дороги бывают разные по длине»

ФЭМП Д/и «Знаки заблудились»

НОД Д/и «Правила для пассажиров»

НОД «Дорожные знаки — помощники водителей и пешеходов»

НОД Просмотр обучающего мультфильма «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»

Речевое развитие

НОД «Рассматривание и описание игрушки» (машины)

НОД Беседа «Будь осторожен»

НОД Д/и «Продолжи ряд слов» (ПДД)

НОД Д/и «Машины разные нужны, машины разные важны»

НОД «Составление описательного рассказа «Расскажи о любимой машине»

НОД Рассматривание картины «Улица города»

НОД Д/и «Теремок»

НОД Д/и «Писатель»

Чтение стихотворения Маршак С. «Мяч», Берестов В. «Про машину», Носов н. «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль дороги», Ушкина Н. «Быстрые тачки».

Разучивание наизусть стихотворения Барто А. «Грузовик»,

Инсценировка сказки Павловой Н. «На машине»,

Чтение стихотворений Веревка В «Учимся переходить дорогу»

Физическое развитие

Физкультурное занятие «Непослушный мячик», «Путешествие за светофором»

Подвижные игры: «Автомобили», «Птицы и автомобиль», «Бегущий светофор», «Автобус», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Мой веселый, звонкий мяч»

Художественно — эстетическое развитие

Рисование «Пешеходный светофор на дороге», «Водитель, впереди светофор», «Легковой автомобиль», «Нарисуй дорожный знак», «Спецмашина», «Улица города», «Автобус», «Поезд»

Аппликация «Светофор и дорога», «Пешеходный переход», «Мы учим правила дорожного движения» (коллективный коллаж), «Автобус», «Поезд» (коллективная)

Лепка «Светофор», «Машина» (барельеф), «Дорожные знаки для лесных зверей» (пластилинография)

Социально — коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Светофор», «Четвертый лишний», «Умные машины», «Наша улица», «Машины разные нужны, машины разные важны», «Красный, желтый, зеленый», «Угадай, какой знак», «Кто управляет этим видом транспортом?», «Для чего используется этот вид транспорта?»

Ситуационно-имитационное моделирование «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?»

Список изучаемой литературы:

  1. Иванова Ю.О. Правила дорожного движения для дошкольников. М., издательство «Дружба», 2016 г.
  2. Добрушин А. Д. Как уберечь детей от опасности при переходе улицы. СПб: Фонд "Безопасность движения«1999 г.
  3. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный. М. Детская литература, 2002 г.
  4. Агафонова К.В. Дети и дорожное движение М.: Просвещения 2001 г.
  5. Клименко Б.Р. Обучайте дошкольника правилам движения М. Просвещение, 2007г
  6. Журнал Детская энциклопедия «Азбука дороги» № 11 2007г.