Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Социально- педагогическая работа с детьми разведенных семей.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Губайдулина Ирина Валерьевна, Оспанова Жулдыз Ескендировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2187
Показать PDF версию Социально- педагогическая работа с детьми разведенных семей.

Губайдулина Ирина Валерьевна
Оспанова Жулдыз Ескендировна

ФГБОУ ОмГПУ, г. Омск
Центр магистерской подготовки, 2 курс
Irina_gub@mail.ru

В эволюции развода как явления на основе ряда критериев ( количественные масштабы явления в обществе, религиозные установки на возможность расторжения брака, категоричность запрета (допустимость) в законодательстве, особенности реакции социального окружения, наличие санкций со стороны государства в отношении разведенных) выделены несколько этапов, смена которых хронологически совпадает со сменой экономических формаций. Показано, что развод в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе отличалось: имело место и негативное, и лояльное отношение. Под разводом понимается процесс реорганизации семьи как ряд стадий во времени (предразводная ситуация, собственно бракоразводная процедура, постразводный период), который приводит к разрыву брачно-семейных отношений и связан с изменениями социальных статусах, ролях и межличностных связях.

Выделены два блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей: кратковременные и долгосрочные. Первые связаны с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обострившиеся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное влияние развода детерминирует в основном накопление в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспитания.

Семья разведенных родителей, являясь одним из видов неполных семей, характеризуется наличием как общих с ними проблем (нарушение средовой адаптации, низкий уровень социальной активности членов, нарушение полоролевой идентификации, материально-бытовые затруднения, необходимость сочетания, родительских и профессиональных ролей и другие), так и специфическими трудностями.

Семьи разведенных родителей в большинстве случаев не в состоянии без внешней поддержки справиться с трудностями. При условии комплексного использования ведущих технологий социальной работы (социальная профилактика, социальная диагностика, социальное посредничество, социальное консультирование, социальная терапия и коррекция, социальная адаптация и реабилитация, социальное обеспечение и обслуживание), при наличии соответствуещего научно-исследовательского, нормативно-правового, финансового, кадрового, информационного, программного обеспечения, а также четких стандартов оценки ее эффективности она позволяет в значительной степени минимизировать негативное воздействие развода на юных членов семьи. Профилактические и компенсационные технологии – основные в работе с « детьми развода».

Работа строится на основе яда нормативно-правовых актов (Конституции Республики Казахстан, Закон о Браке и супружестве в РК), определяющих правовой статус детей, упорядочивающих права и обязанности разведенных (разводящихся ) родителей по отношению к ним, устанавливающих порядок разрешения спорных вопросов и проблем предоставления нуждающимся необходимой помощи. Но традиционные технологии, формы и методы социальной работы детям в разведенных семьях не приносят желаемого эффекта. Среди проблем в области организации подобной деятельности нами выделены: отсутствие ясных представлений о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство и общество должны им предоставить; несовершенство процесса управления социальной работой с "детьми развода", ведомственная разобщенность служб и учреждений; недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов; отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социально-правовой помощи, на которых должна основываться система помощи данной категории; сложности с выявлением семей, с установлением первичных контактов; частые несвоевременность и безадресность помощи, недоверие членов разведенных семей к  специалистам разных областей социальной сферы, ориентированность родителей и детей на само - и взаимопомощь; недостаточное использование превентивных и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие собственно ранней профилактики. Также имеют место отсутствие четких представлений в среде специалистов об особенностях социального статуса семей  разведенных с детьми; существенные различия в позициях профессионалов - практиков и разведенных родителей - клиентов социальных служб во взглядах на организацию социальной работы, выбор эффективных средств и способов ее оптимизации; качественное однообразие и низкий уровень оказываемых социальных услуг; чрезмерная загруженность специалистов; значительное превышение числа нуждающихся в социальных услугах над возможностями существующих учреждений социального обслуживания; недостаточное использование потенциала некоммерческих организаций, добровольческих объединений и др.

Повышение качества социальной работы с детьми из семей в ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации деструктивного влияния развода.

Список использованной литературы

  1. Социальная работа /  Под  общ. ред.  проф . В.  И. Курбатова.  Ростов на Дону:   Феникс,2010. — (Серия  "Учебники, учебные  пособия").
  2. Чечот Д. Социология брака и развода. —  JL: Знание , 2011.
  3. Савинов Л.И. Кузнецова Е.Л. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей – М.:изд. Дашков и К, 2004.