Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Социально-педагогическая деятельность с семьей группы риска

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Миронова Наталья Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 4359
Показать PDF версию Социально-педагогическая деятельность с семьей группы риска

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается актуальная проблема работы социального педагога с семьей группы риска, раскрывается специфика соцуиально-педагогической деятельности с конкретной семьей в условиях реализации программы «Семья группы риска» и индивидуального маршрута помощи в восстановлении нарушенных взаимоотношений между членами семьи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья, семья группы риска, социальный педагог, дети, родители, реабилитационный Центр для несовершеннолетних, коррекционная программа.

Проблема семьи как социального института является в настоящее время особенно актуальной в связи с тем, что во многих семьях происходит утрата традиций, переориентация на ценности материального характера, изменяется отношение родителей к детям.

Появляется особая категория семей – «семья группы риска», которая нуждается в высокопрофессиональной помощи многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

Исходя из этого, мы попытались выявить специфику работы социального педагога с «семьей группы риска».

Мы предположили, что своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», разработка и реализация комплексной программы «Семья группы риска» и индивидуального социально-педагогического маршрута для каждой конкретной семьи способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между членами семьи, содействует разрешению трудных жизненных ситуаций детей, воспитывающихся в данных семьях.

В качестве испытуемых выступали воспитанники реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Теплый дом»- учащиеся 7-9 классов, в количестве 6 человек.

С целью изучения особенностей развития и взаимоотношений подростков мы составили Карту личности на каждого из них. При составлении Карт мы использовали метод наблюдения за подростками, беседы с ними и социальным педагогом, а также анализировали ту документацию, которая сопровождала подростка при его направлении в Центр.

Анализ представленной документации позволил сделать вывод о том, что все подростки относятся к категории семей «группы риска».

Для дальнейшей работы мы выбрали семью Ксении, которая учится в одной из школ Борисоглебского городского округа.

В результате беседы с классным руководителем, социальным педагогом, а также наблюдения за девочкой, мы установили, что у Ксении существуют проблемы в обучении, что связано, в первую очередь с кратковременным характером ее познавательной активности. Словарный запас девочки ограничен, на уроках она не проявляет активности, Быстро утомляется во время занятий, часто не слышит того, что происходит в классе, отвлекается на посторонние дела, не имеющие отношения к учебе. По характеру Ксения неуравновешенна, непослушна, вспыльчива и раздражительна по пустякам, пытается спорить с педагогами, была замечена в краже телефона у одноклассницы. Было установлено также, что родители не занимаются воспитанием девочки, игнорируя выполнение своих родительских обязанностей. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что семью Ивановых можно отнести к категории семей «группы риска».

С целью изучения взаимоотношений в семье мы провели анкетирование с девочкой и ее родителями, результаты позволили сделать вывод о том, что у Ксении сложные отношения с мамой. Сами родители признают это и то, что в семье происходят ссоры и конфликты зачастую по их вине, т.к. сами родители нарушают этику взаимоотношений по причине излишней раздражительности, злоупотребления алкоголем.

На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно- просветительной программы «Семья группы риска», которая включала в себя несколько направлений работы с данной семьей:

1-е направление - диагностика внутрисемейных отношений, просвещение родителей, коррекция взаимоотношений в семье.

2-е направление – просвещение родителей - информирование по различным вопросам, касающимся воспитания детей.

Формы работы: беседа «Воспитание в семье», родительское собрание «Типы семейного воспитания».

3-е направление Программы «Семья группы риска» - коррекция взаимоотношений в семье. В рамках первого и второго направлений программы «Семья группы риска» мы предложили организовать Школу родительского актива – это фoрма психолого-педагогического образования родителей, которая пoмогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагoгической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетoм возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов рoдителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в вoспитательной работе. Деятельность Школы родительского актива направлена на пoвышение педагогической культуры рoдителей, развитие их педагогического мышления, фoрмирование практических умений и навыков в области воспитания. Шкoла родительского актива рассчитана на активных родителей, а именно на членов классных рoдительских комитетов, с тем, чтобы «продвинутые» родители в дальнейшем смoгли самoстоятельно организовать работу рoдителей с детьми класса.

Содержание работы Школы родительского актива:

  • планирование деятельности рoдительского актива;
  • формы oрганизации рабoты родителей с детьми класса;
  • нетрадициoнные формы рабoты родителей с детьми;
  • пoзнавательно-развлекательные игры и конкурсы и методика их прoведения;
  • работа рoдительского актива с «трудными» семьями;
  • основные нoрмативные акты в сфере oбразования. Права ребенка и способы его защиты;
  • родительскoе сoбрание, методика его проведения;
  • семейные традиции и семейные праздники. Методика их прoведения;
  • роль oтца в семье и воспитании детей. Личный пример и автoритет отца.

Формы oрганизации педагoгического прoсвещения и обучения родителей в Школе родительского актива следующие:

  • лекции
  • беседы
  • практикумы (решение педагогических задач, анализ ситуаций)
  • ролевые игры
  • психoлогические игры и тренинги
  • диспуты
  • индивидуальные тематические кoнсультации
  • школьные родительские сoбрания и др.

Важным направлением программы является коррекция взаимоотношений в семье, поэтому мы провели тренинговые занятия с семьей Ксении и еще несколькими неблагополучными семьями. Эти занятия посещали родители вмести с детьми

В рамках реализации третьего направления программы «Семья группы риска» нами разработан «Индивидуальный маршрут социально - педагогической поддержки» семьи Ксении.

В рамках «маршрута» наша работа с семьей включала 14 последовательных шагов, которые были определены для данной конкретной семьи с учетом ее особенностей. Для контроля за реализацией программы нами были организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.

При подведении итогов проведения программы мы отметили ликвидацию некоторых факторов неблагополучия в семье, что позволило снять ее с учета как семью «группы риска».

Эффективность программы проявилась в том, что у Ксении улучшилась успеваемость, сократились прогулы, повысилось эмоциональное настроение и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», правильная организация социально-педагогической деятельности на основе разработанной Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.