Евразийский
научный
журнал

Социально-экономическая и правовая природа общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Магомедова Нажабат Байрамалиевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1029
Показать PDF версию Социально-экономическая и правовая природа общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок

Магомедова Нажабат Байрамалиевна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Система государственных закупок во всем мире счита­ется наиболее коррумпированной. Не стала исключением, к сожалению, и Россия. Подчеркивается, что, несмотря на жесткую регламентацию соответ­ствующей деятельности чиновников целым рядом нормативных актов, на­пример, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (в ред. Феде­ральных законов от 03Л 1.2010 N 290-ФЗ) "О размещении заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муни­ципальных нужд«1, данная сфера остается весьма уязвимой для коррупции.

Все усилия со стороны общества и государства, на­правленные на борьбу с упомянутым явлением, вряд ли могут быть признаны действенными. Об этом можно судить хотя бы по соотношению отдельных экономических показателей. К примеру, если общая сумма размещаемого го­сударством заказа составляет около 4 трлн. рублей (примерно 30 % от всех бюджетных расходов), то, по оценкам экспертов, объемы коррупции в сфере госзаказов в нашей стране составляют не менее 350 миллиардов рублей еже­годно, что составляет до 1 % ВВП[1].

Основными мерами, способными существенно снизить уровень коррупции в сфере госзакупок, является инкорпорирование в данную сферу отношений конкурсного механизма, включая систему так на­зываемых электронных торгов2, в то же время криминологические и уголов­но-правовые меры здесь являются существенным дополнением,

При всей многогранности социально-экономической и юридической природы рассматриваемого феномена его сущность непосредственным образом связана с институтом государственно­сти, которая проявляется через механизм обеспечения государственных ин­тересов. Поэтому в контексте специфики упомянутого института раскрыва­ется глубинная природа общественной опасности рассматриваемых преступ­лений.

Борьба с коррупцией в системе госзакупок остается од­ной из главных и, одновременно, наиболее трудно решаемой задачей уголов­ной политики. Поэтому становятся весьма важными поиск и реализация эффективных методов борьбы с коррупцией в данном сегменте деятельности органов власти.

Насколько государственный аппарат будет эффективно справляться со своими функ­циями, зависит реализация всех без исключения социальных программ, а также выполнение любых функций, присущих государству.

У любого общества для борьбы с преступностью име­ются, как правило, ограниченные финансовые и людские ресурсы, а социаль­ный контроль зачастую обходится дороже самой преступности. Поэтому очень важным является поиск таких механизмов, которые могли бы миними­зировать число случаев обращения к административным средствам воздейст­вия на тот или иной социально опасный феномен, каким, например, является коррупция в сфере госзакупок. В данном случае речь идет об активизации рыночного механизма, также, в определенной мере, обладающего противо-коррупционным потенциалом.[2]

Изучение данных официальной статистики обнаруживает достаточно осязаемые негативные тенденции исследуемой группы преступлений. В ча­стности, структурно-динамический анализ статистических данных о состоя­нии коррупционной преступности в сфере государственных закупок не дает оснований для вывода о достижении здесь серьезных позитивных результа­тов, касающихся противодействия дайной разновидности преступности. сокращение в 2012-2015 гг. количества выявленных упомянутого рода коррупционных преступлений объясняется не позитивными тенденциями, наме­тившимися в этой сфере, а «пробуксовкой» в деятельности самих правопри­менительных органов, в частности снижением профессионализма, частыми сменами руководителей, структурными изменениями в системе МВД и про­куратуры, и наконец, общей нестабильностью в стране.

Литература:

  1. Скосырская, Ю.В. Причины коррупционных преступлений в сфере го­сударственных закупок [Текст] / Ю.В. Скосырская // Вестник МосУ МВД России. — 2011. —  2. С. 56-58.-
  2. Скосырская, Ю.В. Проблемы функционирования конкурсной системы в сфере государственного заказа [Текст] / Ю.В. Скосырская // Закон и право. −2011.-Xs3.C.90-91.