Евразийский
научный
журнал

Социальная роль самообразования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 732
Показать PDF версию Социальная роль самообразования

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов. Являясь важным фактором самоконструирования, самосовершенствования личности в профессиональной и вне профессиональной сферах, воспроизводства и изменения социального запаса знания, развития социума в целом, самообразование обладает высокой индивидуальной и общественной ценностью. [1]

В центре нашего внимания стоит взаимосвязь, взаимообусловленность самообразования и социального феномена. Данное исследование является перспективным, т.к. объясняет изменения в требованиях социума к личности, её образовательным способностям, выявляет восприятие, побудительные мотивы, цели самообразования, формируемые под влиянием развития общественной деятельности.

Самообразовательная деятельность способствует поддержанию индивидуальности, целостности «Я» личности в условиях динамичных изменений социума и в более широком контексте — глобализации, способствует успешному самоопределению, самоидентификации субъекта в системе общественных отношений. Продолжающаяся историческая смена технологий коммуникации влечет новшества в способах самообразования. Субъект самообразовательной деятельности сегодня оказывается перед лицом множества новых возможностей и ограничений социально-познавательной сферы. Среди них: повышение ценности знаний и быстрота их устаревания: наличие широкого социального пространства и необходимость умения работать с потоком информации, её декодирования; существование многообразных источников информации и дифференциация доступа различных социальных групп к ним в целях самообразования, в этих условиях самообразующаяся личность находится в ситуации ресоциализации, стремится найти и использовать новые стратегии удовлетворения потребности в знании.

Сегодня очевиден рост значимости образования и, особенно, самообразования как условий адаптации и конкурентоспособности личности на рынке труда. Задачи по обеспечению мобильности, свободы и широких возможностей человека в образовательной и самообразовательной сферах становятся приоритетными направлениями научной, образовательной и социальной политики ряда европейских государств, подписавших «Болонское соглашение». [2]

Данный факт демонстрирует высокую социальную ценность образования и самообразования, потребность государственного уровня в оптимизации системы образования и создания комфортных условий для самообразовательной деятельности граждан. Решение этих вопросов требует проведения социологических исследований природы образования и самообразования, результаты которых позволят объяснять, контролировать и регулировать процесс создания «супер оптимального образования» (Э. Тоффлер) обеспечивающего соответствие знаний личности социальному заказу, потребностям социально-профессиональных групп и целям индивидов.

Самообразование в системе повышения квалификации будет эффективным, если: теоретически разработана, обоснована и реализована модель самообразования в системе повышения квалификации, построенная на основе личностно-ориентированного, деятельностного и уровневого подходов, учитывающая особенности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства самообразования; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного функционирования модели самообразования средствами информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации: (развитие информационно-коммуникационной среды системы повышения квалификации; ориентация образовательного процесса в системе повышения квалификации на развитие самообразовательной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий).

Литература:

  1. Гашичев А.В. Антиномия «Личностное социальное» как инструмент анализа и оценки педагогических исследований в сфере формирования познавательных интересов курсантов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5 С.40-46.
  2. Шуклина Е.А. Вопросы методики социологического исследования самообразования// Социс. 2011. № 10. С. 44-47.