Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бакирова Ирина Владимировна, Малышева Оксана Викторовна., Бахтиярова Наталья Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2750
Показать PDF версию Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Бакирова Ирина Владимировна

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда, часто, гуляя с детьми, родители замечают, что их ребёнок меньше общается со сверстниками, точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно важно для дошкольников, когда закладывается характер, формируется личность.



Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Наблюдая за детьми в детском саду можно сделать вывод, что 80 % детей имеют сложности с адаптацией, они теряют аппетит, сон, пропадает настроение, часто плачут, 10 % детей имеют среднюю степень адаптации и 10 % нормально адаптируются к условиям в детском саду. Эти данные свидетельствуют о необходимости работы по данному направлению с семьей, воспитателями.
Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении [1].
Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации в которых ребенок становится примером для других.
Одним из первых направлений по данной проблеме является выявление уровня социальной адаптации ребенка с помощью диагностики, по которой разрабатывается индивидуальный план работы.
Неотъемлемой частью работы по социальной адаптации является ознакомление детей с народными средствами педагогики, это обуславливается многими факторами: 1) Развитие самостоятельности; 2) Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей; 3) Развитие чувства ответственности.
Народная педагогика представляет собой настоящую сокровищницу народную мудрость. При подборе материала для коррекционной работы, необходимо принимать во внимание следующие принципы: 1) Разнообразие (словесные, хороводные, подвижные игры, пальчиковые и т.д.); 2)Принцип традиционности; 3) Принцип учета интереса и желания детей [2].
При регулярном использовании средств народной педагогики при проведении коррекционной работы, в поведении детей можно заметить изменения живой неподдельный интерес, желание использовать в ежедневной деятельности. Так сказки, загадки, поговорки, пословицы представляют собой сильнейший эмоциональный фактор, который оказывает влияние на формирование волевых, коммуникационных качеств. Народные игры побуждают к общению ребёнка и взрослого, сказки и пословицы – учат и советуют [3]. Результаты работы свидетельствуют о том, что средства народной педагогики необходимо ввести в арсенал воспитателя в период адаптации.


Список литературы.
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004.
2. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Медотическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.