Евразийский
научный
журнал

Социализация молодежи в интернет-сообществах

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Муса Увайсович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1466
Показать PDF версию Социализация молодежи в интернет-сообществах
Ярычев Муса Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"


Конец ХХ - начало XXI века ознаменован развитием и внедрением информационных технологий в современное информационное общество.

Сегодня информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления. Социализация молодёжи - одна из главных задач любого общества. Сегодня социализация молодёжи подвержена динамичным изменением её содержания и механизмов, что в значительной степени связано с виртуализацией социальных институтов, созданием искусственного мира путем замены обычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрируемой компьютерной системой. Конструирование компьютерной виртуальной реальности приводит к новому глобальному уровню социальной всеобщности.

 В числе наиболее общих управленческих рекомендаций развития активности молодежи можно выделить разработку методик, которые предполагали бы наиболее активное включение преподавателей и студентов в виртуальные сетевые сообщества. В ряде случаев необходимо выделить в образовательном процессе учебных заведений использование возможностей, предоставляемых виртуальными сетевыми сообществами для активизации образовательной деятельности студентов, совмещающих работу и учебу, совмещающих учебу и уход за малолетним ребенком. Наконец, отдельное направление развития практик интеракций в виртуальных сетевых сообществах состоит, на наш взгляд, в стандартизации технологий работы с электронными текстами - от обязательности корректного размещения интернет-ссылок в современных научных публикациях до разработки новых качественных каталогов образовательных интернет-ресурсов. Административная работа в вышеназванных направлениях, согласно данным осуществленного исследования, уже в ближайшее время позволит обеспечить снятие актуальности проблем переноса социальной активности молодежи из объективно реального в виртуальное пространство.[1,с.1395]

Управление процессом функционирования молодежи в виртуальных сетевых сообществах с целью формирования у нее социальной активности в объективно реальном пространстве представляется возможным. В виртуальном пространстве необходимо управление, основанное на ценностных ориентациях молодых людей. В связи с этим дальнейшее формирование социальной активности молодежи в виртуальных сетевых сообществах зависит от разработки специальных управленческих решений, результатом которых должна стать система, позволяющая создать условия для формирования и мотивов, побуждающих молодых людей к проявлению социальной активности, а также для создания условий, способствующих их положительной самореализации в виртуальном и объективно реальном пространствах.[2,с. 59]

Одним из институтов, определяющих перспективы развития социальной активности молодежи в виртуальных сетевых сообществах, является социальный институт государственной власти. В Российской Федерации стратегия государственной молодежной политики предусматривает комплекс мер, которые разработаны для повышения социальной активности молодежи. Так, к задачам, решаемым в рамках этого документа, относятся разработка и распространение моделей и форм активного участия молодых людей в управлении общественной жизнью; развитие моделей и специальных программ подготовки лидеров из числа молодежи; вовлечение молодых людей в деятельность органов местного самоуправления; привлечение молодежи к работе в исполнительных, представительных органах государственной власти; приобщение юношей и девушек к исследовательской, проектной, управленческой деятельности; распространение идей об участии молодежи в общественной жизни; поддержка общественных организаций и объединений, подавляющее большинство членов которых - молодежь; включение молодых россиян в различные международные проекты.

Между тем, по мнению А.В. Кострикина, реализация стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации за прошедшие годы заставляет сомневаться в эффективности проводимых мероприятий.[3] Это связано с тем, что организаторы не предлагают никаких новых, креативных и захватывающих форм реализации своих инициатив. Направления деятельности молодежных объединений при органах законодательной и исполнительной власти обычно носят декоративный характер: молодежь допускается до обсуждения и принятия практических решений по проблемам города или региона.

На сегодняшний день государство предлагает систему мер, целью которых является создание условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. Современная государственная власть заинтересована в развитии социальной активности молодежи, мотивируя молодое поколение на сотрудничество с представителями других поколений в развитии общества.

Задачей современной российской политики выступает контроль над развитием социальной активности молодого поколения и использование этого потенциала в интересах государства. К примеру, распространение профессиональной деятельности дистанционных работников происходит на фоне отсутствия законодательного регулирования виртуальных форм и видов трудовой деятельности. Следовательно, деятельность социальных институтов должна быть формализована соответствующими нормативными документами.

Итак, перспективы развития социальной активности студенческой молодежи определяют многие социальные институты, основные из которых мы охарактеризовали выше: семьи, образования, средств массовой информации, занятости, науки, культуры, досуга, государственной власти и другие. Каждый институт в рамках своих функций формирует направления развития социальной активности студенческой молодежи, обусловленные её собственными потребностями, в интересах конкретных групп населения, отдельных юношей и девушек и общества в целом. А также реализует взаимосвязанный комплекс мер, который направлен на формирование осознанной активной деятельности студенческой молодежи. Молодежь является активной частью населения, поэтому развитие виртуальных сетевых сообществ во многом будет зависеть от того, насколько актуально для нее вхождение в такие сообщества и функционирование в них.

Среди причин развития социальной активности в виртуальных сетевых сообществах можно назвать возрастные особенности, неуверенность в завтрашнем дне; рост инициативности, амбициозности, индивидуализма в среде молодежи; желание заработать и сделать карьеру. Виртуальные сетевые сообщества значительно расширяют возможности различных социально-демографических групп, в первую очередь молодежи как активного фактора виртуальных сетевых сообществ путем обмена информацией, поиска работы и отдыха и так далее. Также в среде студенческой молодежи формирование социальной активности может осуществляться посредством самоорганизации. При этом молодые люди являются одновременно субъектом и объектом.

В современных условиях социальная стратификация российского общества определяет разграничение мотивационных факторов социальной активности молодежи. Потому российская молодежь представляет собой разнородный субъект общественно-политической, образовательной, трудовой деятельности, дифференцированный на группы с различными, несовпадающими интересами. Значительную роль играют факторы, обусловливающие общую специфику социальной активности молодежи: социально-политические (практически полное отсутствие молодежных массовых общественных организаций, институализирующих и защищающих интересы молодежи, конкуренция носителей традиционных и новых идеологий); социокультурные (разрыв исторической преемственности, ценностный конфликт поколений), размытые в виртуальном пространстве; социально-экономические (проблемы с трудоустройством, образованием, семейной неопределенностью, отсутствием стабильной материальной базы).[4,с.19]


Литература:

1.  Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6. - С. 1394-1397.

2.  Асеева О.В. Виртуализация социальной активности молодежи в сетевых сообществах: диссертация ... кандидата социологических наук.- Белгород, 2015.- 176с.

3.  Кострикин А. В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №80. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-obschestvennye-obedineniya-kak-institut-grazhdanskogo-o... (дата обращения: 14.01.2016).

4.  Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Автореф. дис…. кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. -Белгород, 2007. – 24с.