Евразийский
научный
журнал

Сотрудничество России и КНР в гостиничном секторе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зыкова Вита Евгеньевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1226
Показать PDF версию Сотрудничество России и КНР в гостиничном секторе

Зыкова Вита Евгеньевна

В последние несколько лет все чаще наблюдается активное взаимодействие России и Китая, затрагивающее практически все сферы, в том числе политическую, экономическую, образовательную, и, конечно же, туристскую. Согласно данным Государственного управления по делам туризма КНР, за первое полугодие 2014 года из Китая в Российскую Федерацию выехало 542 тысячи человек. Российские граждане, в свою очередь, изменили привычные европейские ориентиры на азиатские направления. Важнейшей сферой, от которой зависит общее туристское впечатление является индустрия гостеприимства. Рассмотрим подробнее взаимодействие  России и Китая в данной сфере.

В этом аспекте большое внимание следует уделить многопрофильному масштабному проекту «China Friendly» («Дружественный Китаю»), который предусматривает адаптацию основных объектов туризма для китайских туристов. Необходимость данного проекта продиктована специфическими требованиями гостей из Китая в туристской сфере, которые можно объединить в 2 больших сектора:

  1. Языковой барьер;

  2. Специфики, продиктованные межнациональным различием.

В связи с этим, в рамках данного проекта, первым этапом стартовала  специфическая аттестация гостиниц по ряду критериев:

а)  Наличие китайских телеканалов, гидов-переводчиков со знанием китайского языка, брошюр, карт города, меню на китайском языке и т.д.;

б) Предоставление адаптированного китайского завтрака, бесплатный Wi-Fi по всей гостинице, возможность оплаты картами китайской национальной системы China Union Pay, наличие переходников в гостинице (в связи с тем, что розетки России и Китая отличаются). В любом номере следует поставить термос с кипятком, либо электрический чайник и минеральную воду без газа (китайцы принципиально не употребляют газированную воду).

На данный момент к проекту «Сhina Friendly Нotels» уже присоединились такие известные московские гостиницы как гостиничный комплекс «Альфа», «Метрополь» и «Аэрoстар». Открытость и расположенность к китайскому туристу не только поможет сделать пребывание туристов из Китая в нашей стране наиболее комфортным, но и повысить интерес к России как стране, благоприятной для туризма.

Последней тенденцией стало открытие во многих гостиницах центров китайской медицины (Hotel Cosmos в Москве) и переориентация или открытие дополнительных ресторанов китайской кухни.

Кроме того, на базе гостиниц ежегодно проводятся различные российско-китайские форумы, такие как: Российско-китайский форум по инвестициям в сфере энергетики в Hilton Leningradskaya hotel 5*, Российско-Китайский туристический форум в Radisson Royal Hotel, и т.д. По мнению самих китайцев подобные мероприятия позволяют укрепить сотрудничество наших стран и развеять стереотипы, сложившиеся о России на международной арене как замкнутой в плане гостеприимства стране.

Так же значительное влияние на развитие туризма оказали годы российского туризма в Китае и китайского туризма в России 2012-2013, в рамках которых был проведен Китайско-Российский форум по инвестиционным проектам в области туризма, который укрепил связи между инвесторами и туроператорами двух стран. Всего в 2012 году было проведено 225 мероприятий, в том числе акция “Дружественная гостиница России и Китая” для общего представления предпочтений китайца.

В связи с данными мероприятиями, ассоциацией «Мир без границ» был составлен рейтинг предпочтений китайского туриста (Рис. 1), посещающего Россию (в опросе была возможность поставить несколько вариантов ответа). 

Рис.1.PNG

Рисунок 1. Рейтинг предпочтений китайского туриста в России.

Источник: туристская ассоциация «Мир без границ».

Средний возраст китайского туриста составил 50 лет. По гендерному признаку, из 1,1 миллиона китайцев, посетивших Россию, 60% приходится на долю женщин. Однако в одиночку путешествуют редко, в основном: семьями, с родственниками, друзьями, реже – со своими возлюбленными. За день заграничной поездки китайцы готовы тратить от 650 долларов (путешествуя в группе) до 1,3 тысячи долларов (путешествуя самостоятельно). Хотя средний годовой доход «групповых» туристов выше, чем у самостоятельных, их привлекают значительно меньшие траты, обусловленные выгодностью предложений туроператоров, которые оптимизируют затраты на перелеты и проживание.

Известно, что доходность сферы туризма напрямую зависит от платежеспособности клиента. Ими, в рассматриваемой статье, являются туристы из КНР, граждане которой тратят больше всего денег на туризм и во время него (сюда входят эксклюзивные услуги и сервис, тематические экскурсии со специальным гидом, шопинг с личным дизайнером и т.д.), несмотря на тот факт, что сфера гостеприимства в нашей стране является одной из самых дорогих в мире. По мнению заместителя начальника Государственного управления по делам туризма КНР Гу Чаосия, въездной туризм стал важным источником роста валютных поступлений Китая и способствует росту китайской экономики. И данный факт подтверждается не только китайцами. Так, в ОАЭ огромное значение отводится развитию международного туризма, по данным МВФ туризм, гостиничный сектор и сектор недвижимости являются тремя локомотивами, двигающими рост эмиратской экономики. Многие европейские страны (Испания, Франция, Австрия и др.) большую часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Однако развитие туризма и гостеприимства влияет не только на экономику, но и на качество жизни населения, уровень которого повышается за счет благоустройства территорий, вложения инвестиций и развития инфраструктуры.

С целью повышения туристской привлекательности в России реализуются такие проекты по туризму как: Красный маршрут, China Friendly, уменьшается минимальное количество туристов в составе туристской группы, открывается представительство Ростуризма в Китае. Во многих гостиницах открываются центры китайской медицины (Hotel Cosmos в Москве), открываются рестораны или переориентируются на китайскую кухню.

Приграничный Китай снижает стоимость услуг гостиниц для российских туристов (в особенности с Дальнего Востока), которые регулярно работали за счет российских туристов. К примеру, отель «Золотой Камень» снизил стоимость проживания с 48 до 23 долларов за сутки. Однако, что касается крупных городов, как Пекин, Шанхай, цены, наоборот, возросли в связи с курсом доллара и держались за счет европейских туристов. Сейчас цены сбиваются китайскими коллегами для привлечения наших туристов и в итоге получаются вполне приемлемые цены. Что касается внутренней организации, КНР – большая страна, и поэтому она делает акцент на транспортной доступности и логистике, строя мосты (мост Циньдао, Хуанчжоу, Жухай – Макао – Гонконг, мост через Амур, материковый Китай – Гонконг и т.д.). Так же вводится финансовая система tax-free, подписываются различные соглашения и проводятся мероприятия на мировом уровне для привлечения туристов со всего мира, в частности, из России. Это подтверждается объемом инвестиций Китая в международный туризм (Рис. 1)

Рис.2.PNG

Рисунок 1. Страны мира по объему инвестиций в туризм (млн. долл.)

Источник: Федеральное агентство по туризму, статистика

Так же стоит отметить роль совместного российско-китайского инвестиционного фонда, целью которого является развитие двусторонних экономических, торговых и инвестиционных отношений между Россией и Китаем и размер которого составляет 2-4 млрд. долларов.

С точки зрения образования, сфера туризма как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования в сфере туризма становится необходимостью во всём мире, особенно в Китае и России. Так как решающую роль в туристском обмене между Россией и Китаем играет качественное обслуживание людей, то оно должно обеспечиваться высоким профессионализмом работников отрасли. Сегодня специалистов в этой сфере в КНР готовят около 2 тыс. образовательных учреждений. На направлениях, имеющих непосредственное отношение к туристской отрасли, обучаются примерно 1,4 млн. студентов, которых обучают 45 тыс. преподавателей. Однако, по мнению представителя китайской госструктуры, количество и качество подготовки кадров не удовлетворяет растущие потребности современной туриндустрии, так как по прогнозам специалистов, в этой сфере экономики Китая будет занято 75,7 миллионов человек к 2017 году.

Несмотря на то, что российская сторона уже позаимствовала у китайских коллег систему единого государственного экзамена, она так же может быть заинтересована в китайском опыте модернизации системы профессионального образования, где особого внимания заслуживают:

  • необходимость участия государственной политики для обеспечения практическими специалистами по анализу и управлению различными секторами индустрии туризма в РФ, а так же теоретическими и прикладными исследований в данной сфере;

  • привлечений работодателей, предприятий в организацию учебного процесса и механизм сoучредительства образовательных учреждений с их участием, а так же органов муниципальной власти, основанных на взаимовыгодной основе;

  • принципы и порядок организации производственной практики учащихся на предприятиях и организации учебно-производственных площадок при образовательных учреждениях, с целью присвоения в дальнейшем выпускникам учебных заведений профессионального образования двух дипломов: образовательного диплома и трудовой аттестации для решения проблемы отсутствия опыта работы у высококвалифицированного персонала после выпуска из вуза.

Несмотря на многочисленные проекты в сфере туризма, политика России в этой сфере далека от совершенства. В целом, можно сделать вывод, что в современном состоянии – это развивающая и набирающая свои обороты сфера экономических и политических субъектов, так же требующая совершенствования в следующих направлениях деятельности:

  1. Государственно-частное партнерство для выбора наиболее оптимального варианта в результате конкурсного отбора на нужды туризма, программы его продвижения, сферу размещения и обеспечение питанием в результате конкурсов, чтобы отечественный туризм смог конкурировать с эффективно работающими в этом направлении странами-соседями. К тому же, стоит отметить тот факт, что Россия зарабатывает на гостеприимстве в 4 раза меньше (11 млрд. долларов), чем наши туристы тратят заграницей (42 млрд. долларов).

  2. Транспортная инфраструктура и логистика. Россия обладает огромным туристским потенциалом, однако проблема доступности многих дестинаций затрудняет развитие данной сферы;

  3. Единое законодательное регулирование в сфере гостеприимства и ее внесение в стратегические направления развития РФ, ее ежегодная экспертиза;

  4. Так как решающую роль во взаимодействии России с китайскими коллегами играет качественное обслуживание, то возникает необходимость участия государственной политики для обеспечения практическими специалистами по анализу и управлению различными секторами туризма в РФ, а так же теоретическими и прикладными исследований в данной сфере;

  5. Обеспечение безопасности. По уровню безопасности эксперты ставят Россию на 127 место, несмотря на то, что в крупных городах уже реализуются программы для помощи туристам. Так, например, в рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра, реализуются проекты: «Кнопка 112», «Контакт центр», «Безопасный город» и т.д.

  6. Акцентирование наибольшего внимания на развитии делового и молодежного туризма как одних из самых эффективных направлений для улучшения сферы туризма и, как следствие, экономики РФ.