Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Содержание студенческого самоуправления в вузовской образовательной системе россии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кузнецова Ольга Михайловна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 2329
Показать PDF версию Содержание студенческого самоуправления в вузовской образовательной системе россии

Кузнецова Ольга Михайловна

Студентка Томского Государственного Университета

Систем Управления и Радиоэлектроники, Россия, г. Томск

smitholya@mail.ru

Научный руководитель:

Орлова Вера Вениаминовна

Д.социолог.наук, профессор Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники,

Россия, г. Томск

На сегодняшний день молодежь в России считается важным стратегическим ресурсом развития страны, и именно поэтому молодежная политика является одним из приоритетных направлений социально – экономической политики нашей страны. В России живут 29 - 30 млн. молодых людей, а специалистов в области молодежной политики - лишь около 88 тыс. [1, с. 3]. Данное соотношение отражает острую нехватку кадров. Для решения этой проблемы в 2003 г. в систему высшего профессионального образования была введена специальность "Организация работы с молодежью", включающая в себя широкий спектр профессиональных компетенций, призванных комплексно решать проблемы по реализации молодежной политики. Согласно ФГОС ВПО работа специалиста по ОРМ варьируются от организации мероприятий по интересам до создания масштабных проектов и стратегий по развитию молодежной политики [4]. Однако вне зависимости от должности, работа с молодежью всегда предполагает определенные навыки:  ораторское искусство, навыки проектной деятельности, умение самостоятельно налаживать сотрудничество с различными организациями,  развитие лидерских качеств. К сожалению, программа бакалавриата по данному направлению настолько сокращена, что практической части уделяется мало времени. Решение данной проблемы я вижу в активном участии в развитии студенческого самоуправления. "Именно в организации вузовского самоуправления студент оказывается в условиях, максимально приближенных к реальной управленческой практике, к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно - воспитательного процесса, всей социальной среды в собственной вузе" [2, с. 13].

Необходимо отметить, что все студенческие организации строят свою деятельность исходя из образовательных, профессиональных и социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют. Одновременно с этим студенческое самоуправление является одной из форм молодёжной политики РФ, проводимой с целью наиболее полной реализации студенческого потенциала в социально -  экономических преобразованиях общества. Таким образом, студенческое самоуправление можно рассматривать как своеобразную форму подготовки конкурентного специалиста. Структура и содержание конкурентоспособной личности были описаны в книге  Л.М. Митиной [3, с. 171]. Она выделяет три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самосознания личности. В соответствии с каждой сферой Л.М.Митина выделяет психологический фундамент личности будущего профессионала: это личностная направленность, компетентность, гибкость. Как все эти качества развиваются в общественной деятельности университета?

Во-первых, студенческое самоуправление – это мощный инструмент социализации и формирования активной жизненной позиции. Во-вторых - обязательное развитие управленческой деятельности. В-третьих, это возможность реформирования сложившихся систем. Например, в 2014 году на Всероссийском форуме «Селигер» участниками студенческих движений был создан Всероссийский студенческий совет по качеству образования, целью которого является повышение качества образовательной деятельности в России путем мониторинга эффективности образования и разработки предложений по совершенствованию системы в соответствии с современными требованиями. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день Комиссии по данному направлению формируются во всех вузах РФ из числа студентов. Таким образом, студенческое самоуправление позволяет будущему специалисту развивать себя на высоком уровне.

В 2014 году при поддержке управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска был создан молодежный программный центр "Платформа". Данный центр представляет собой площадку для реализации инициатив молодежи Томска в сфере лидерства, творчества, гражданских инициатив и образовательно - методических технологий. В оргкомитет по его созданию были включены студенты из Отдела Образовательных Программ Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники.

На университетском уровне студенческое самоуправление ежедневно решает множество вопросов: от организации межфакультетских развлекательных мероприятий до организации контроля за стипендиальным обеспечением. Все это развивает ответственность, умение быстро принимать решения в сложных ситуациях, умение взаимодействовать с различными уровнями структуры управления, отстаивание не только своих прав, но и прав других студентов, развитие инициативности, умение вести за собой. Как можно отметить, данными качествами должен обладать высокоэффективный специалист молодежной политики. Таким образом, студенческое самоуправление является лучшей практикой для будущего специалиста по работе с молодежью. Я считаю необходимым популяризировать и поощрять общественную деятельность на данном направлении с целью подготовки высококлассного специалиста.







Список источников:

  1. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сб. материалов/под общ. ред. д-ра филос. наук, М.К. Горшкова. М., 2006.
  2. Ежукова, И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: автореф. Дисс. канд.пед.наук / Ежукова И.Ф., Москва, 2009. - 22с.]
  3. Психология развития конкурентоспособной личности: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. – (Библиотека школьного психолога) . – ISBN 5-89502-453-X.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки организация работы с молодежью с квалификацией (степенью) «бакалавр». (Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. No 773 зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 09.02.2010 г.No16335)
  5. "В Томске открывается молодежный программный центр «Платформа»", 19.02.2014 г., Томск [http://tomsk-novosti.ru/?p=237084] // http://www.ruy.ru (дата обращения: 14.08.2015)