Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Маркова Екатерина Павловна
студент Челябинского государственного университета
Аннотация: в статье обозначены признаки понятия банковского надзора двойственного, формального и принципиального содержания, которые позволили сформулировать общее понятие банковского надзора за деятельностью коммерческих банков.
Ключевые слова: коммерческий банк, Базель III, банковский надзор, банковский контроль, принципы банковского надзора.
Content and features of the concept of banking supervision over the activities of a commercial Bank in Russia
Abstract: the article identifies the features of the concept of banking supervision of dual, formal and principled content, which allowed us to formulate a General concept of banking supervision over the activities of commercial banks.
Keywords: commercial Bank, Basel III, banking supervision, banking control, principles of banking supervision.
Актуальность исследования особенностей банковского надзора определяется ростом важности кредитно-финансового рынка для экономики в национальном и в глобальном масштабе, что формирует обязанность государства создавать условия для повышения конкурентоспособности банков, функционирование которых в условиях глобализации решает взаимосвязанные задачи национального и международного банковского развития[17, с. 4], в том числе задачи реализации надзорных баноквских принципов Группы 20 ("G20«)[30] и Совета финансовой стабильности («Financial Stability Board, FSB» [34]), систематизированных Базельским комитетом по банковскому надзору ("Basel Committee on Banking Supervision, BCBS«[31]). При этом особое внимание уделяется использованию информационных технологий, позволяющих проводить банковский надзор дистанционно и внедрять новые контрольно-надзорные методы, развивающие мотивировочное суждение[11, с. 4].
Практическая важность применения правовых механизмов надзорной деятельности обозначена в специальных разделах программных документов ЦБ России[2],[3] и подтверждается соответствующим объемом судебной практики. Так положения 10 главы Федерального закона «О Центральном банке РФ» (далее — Закон о Банке России[1]) о механизмах банковского надзора и регулирования по сведениям правовой системы КонсультантПлюс рассматривались в 1669 судебных решениях[29].
Рассматривая теоретико-правовые основы содержания, признаков банковского надзора, стоит указать на схожесть правового содержания контрольных и надзорных мероприятий в сфере банковского регулирования, что аргументируется двумя основными факторами.
Во-первых, российскими правоведами [9], [12], [24] приводятся логичные доказательства охвата надзорными мероприятиями функций контроля в банковской сфере отношений, что формирует теоретический фактор схожести контроля, надзора за деятельностью коммерческих банков.
Во-вторых, в действующем банковском законодательстве[1] из норм о банковском контроле упоминается только правила внутренного контроля банков, при этом контрольные функции Банка России в отношении коммерческих банков обозначены в правовых конструкциях банковского надзора, что отражает правовой фактор охвата банковского контроля функциями банковского надзора.
В частности, А.Г. Гузнов приводит достаточно аргументов того, что надзор в сфере финансов представляется специфическим способом проведения контроля с характерными задачами:
1) предупреждения нарушений законных интересов, прав пользователей банковских услуг и защиты других публичных интересов;
2) современного развития поднадзорных объектов в банковской системе или в ином сегменте финансового рынка[15, с. 29].
Проведенный анализ ряда работ российских и зарубежных правоведов [7], [10], [19], [21], [28], [33] позволил А.В. Гузнову сформулировать следующее понятие финансового надзора — это урегулированный правовыми нормами вид контроля, проводимый без вмешательства в управленческую деятельность поднадзорных субъектов, главные цели которого заключаются в обеспечении стабильности финансового рынка, в защите прав кредиторов, потребителей финансовых услуг и их законных интересов, в способствовании развитию элементов финансового рынка, в обеспечении законности функционирования поднадзорных субъектов[16, с. 28]. При этом не отрицается мнение других правоведов о различиях в регулировании административных правовых норм контроля и надзора [4, с. 229], [6, с. 454], [5, с. 329], [25, с. 44].
Винникова, И.В. [13] по данному поводу аргументирует схожесть понятий контроля и надзора в сфере финансового права с незначительными различиями, поскольку контрольно-надзорные мероприятия проводятся в рамках деятельности уполномоченных субъектов; идентичные цели этих мероприятий заключаются в обеспечении законности, безопасности субъектов. При этом контроль предполагает проверку деятельности, для которой требуется специальное разрешение, с применением других методов, средств воздействия на подконтрольных субъектов. Поэтому проверка Банком России подконтрольных лицензируемых банков делает банковский надзор деятельностью особого порядка в целях проверки условйи лицензирований, что предопределяет совпадение целей контрольной и надзорной деятельности в банковской сфере отношений.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что охват надзорными мероприятиями функций контроля в банковской сфере отношений объективно связан с лицензированием российских банков Банком России, что предполагает совмещение контрольно-надзорных банковских функций в рамках полномочий одного субъекта, Банка России, и отражает специфический императивный характер системы контрольно-надзорных банковских отношений.
То есть, двойственным признаком понятия банковского надзора за деятельностью коммерческого банка в России стоит указать охват мероприятий контроля банков системой банковского надзора на всех стадиях функционирования кредитной организации.
Формы банковского надзора можно разделить с учетом стадии осуществления надзорной деятельности или комплекса мер, осуществляемых надзорным органом на определнном этапе жизнедеятельности кредитной организации: предварительный надзор на стадии подготовки и выдачи лицензии банку, которая представлется формой государственного признания соовтетствующего коммерческого банка; текущий надзор на этапе повседневной деятельности кредитной организации надзор; последующий надзор на стадиях предупреждения банкротства банка, в период отзыва (аннулирования) банковской лицензии[23].
По данному поводу Л.Г. Ефимова выделяет две формы банковского надзора: проверку и наблюдение[18, с.118]. Неретин М.С. предлагает рассматривать проверку основной формой банковского надзора, которая реализуется основным методом применения принудительных мер[22].
Значит, формальным признаком банковского надзора за деятельностью коммерческого банка представляется четкая регламентация средств и форм этого вида надзора на всех стадиях функционирования кредитной организации.
В этой связи стоит также добавить выводы ряда исследователей [8], [14, с. 34], [20], [26], [27] о принципах банковского надзора, в результате анализа которых И.В. Винникова обобщила систему актуальных принципов надзора за банками, включающую[13]:
1) группу организационных надзорных принципов банковской сферы отношений, которую составляют принципы: технологичности, непрерывности, независимости, объективности, обоснованности, информационной доступности и открытости банковского надзора;
2) группу функциональных принципов, в которые входят принципы: системности и превентивности банковского надзора;
3) группу общественно-значимых принципов ответственности и обеспечения конфиденциальности банковской тайны;
4) группу базельских принципов осуществления банковского надзора.
Представляется логичным скорректировать последовательность указанной системы и установить первой (основной) группу базельских надзорных принципов, а другие три группы обозначенных принципов обозначить дополнительными, поскольку процесс совершенствования системы банковских надзорных принципов активно развивается на основе всеобщего признания и активного применения множеством стран современных стандартов банковского регулирования, систематизированных в Базельской рамочной программе[35] реализации принципов Базель III[32]. Поэтому в глобальных условиях развития банковской системы России более значимой представляется основная группа базельских принципов надзора, которые в той или иной мере охватывают дополнительные группы организационных, функциональных, общественно-значимых надзорных принципов.
Следовательно, принципиальным признаком банковского надзора за деятельностью коммерческого банка следует отметить наличие внушительного объема норм-принцнипов междунардного и национального уровня регулирования.
На основе обозначенных тезисов можно сформулировать общее понятие банковского надзора за деятельностью российского коммерческого банка — это установленный законом формальный комплекс управленческих действий Банка России, направленных на соблюдение поднадзорным коммерческим банком на всех стадиях его функционирования норм действующего банковского законодательства, сформированных с учетом базельских и прочих надзорных принципов.
Библиографический список