Евразийский
научный
журнал

Содержание и особенности социальной интеграции студентов средних профессиональных заведений

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ларионова Галина Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 1140
Показать PDF версию Содержание и особенности социальной интеграции студентов средних профессиональных заведений

Г.И. Ларионова,
соискатель,
кафедра социальной педагогики,
Омский государственный педагогический университет
г. Нягань, Россия,

G.I. Larionova,
the applicant,
Department of Social Pedagogy,
Omsk State Pedagogical University
Nyagan, Russia,
E-mail: 89088850789@mail.ru

Социальная интеграция студенчества, как и саморазвитие данной наиболее мобильной социальной группы в трансформируемом социуме, не может не изменяться с течением времени. Сегодняшнее время требует развития у студентов таких качеств, которые могли бы обеспечить успешное включение в новую систему социокультурного воспроизводства. Особое значение в процессе социальной интеграции студентов придается средним учебным заведениям как агентам социализации. Однако, в образовательном процессе среднего профессионального образования существует ряд особенностей, которые негативно влияют на процесс профессиональной подготовки и социальной интеграции студентов.

В статье на основании анализа теорий социализации молодежи с начала XX века и по сегодняшнее время выявлены особенности социальной интеграции студентов средних профессиональных заведений.

Ключевые слова: социальная интеграция, социальные проблемы, агенты социализации, социокультурное воспроизводство, общественные отношения, социальная общность.

The content and features of the social integration of students of

secondary vocational schools

Social integration of the students, as well as self-development of the most mobile social groups in transitional society can not change over time. The current time requires the development of such qualities in students that would ensure the successful inclusion of a new socio-cultural reproduction system. Of particular importance in the process of social integration of students attached to secondary educational institutions as agents of socialization. However, in the educational process of secondary vocational education there are a number of features which adversely affect the process of training and social integration of students.

The article based on the analysis of socialization of young people since the beginning of the XX century to the present time, revealed the content and features of the social integration of students of secondary vocational schools.

Klyuchevie slova: sotsialnaya integratsiya, sotsialnye problemy, agenty sotsializatsii, sotsiokul’turnoye vosproizvodstvo, obshchestvennyye otnosheniya, sotsial’naya obshchnost ’.

Содержание и особенности социальной интеграции студентов средних профессиональных заведений

В рамках социологического знания интерес к проблемам молодежи, вопросам ее социализации возник в России еще в начале прошлого века. Этому способствовало развитие капиталистических отношений, кризис традиционной семейной социализации, развитие массовой системы профессионального образования, революционные изменения в общественном сознании. В начале XX века в работах П.А. Сорокина [7], М.М. Рубинштейна [6] были впервые затронуты проблемы эмансипации молодого поколения и акцентирование его в качестве объекта социализации со стороны общества и государства. Одновременно среди публикаций того времени появляются статьи о студенческой и учащейся молодежи (Е.П. Радин, JI. Клейнборт, В. Королевич), при этом определенное внимание уделялось проблемам быта и материального положения русского студенчества. Общая направленность этих публикаций, касающихся молодого поколения тех лет, может быть охарактеризована как отстаивание интересов социально незащищенных групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны государства.

В конце 90-х годов ряд результатов социологических исследований, освещающих те или иные аспекты процесса социальной интеграции студентов, был опубликован в журналах «Социологические исследования», «Специалист», «Социально-политическом журнале».

Следует отметить, что XXI век внес значительный вклад в развитие социологии российской молодежи. Особый интерес представляют работы Ю.А. Зубока [2], О.И. Карпухина [3], А.И. Ковалевой [4], и др. Различные аспекты социализации молодежи являются предметом исследования ряда кандидатских и докторских диссертаций, работы Т.Г. Скворцовой, С.В. Полутина, А.А. Козлова.

Современное общество находится в постоянном развитии. Процессы, происходящие в социуме, оцениваются неоднозначно, сиюминутный их анализ может существенно отличаться от оценок последующих поколений исследователей. Социальная интеграция студенчества, как и саморазвитие данной наиболее мобильной социальной группы в трансформируемом социуме, не может не изменяться с течением времени. Это обусловлено:

во-первых, в условиях становления в нашей стране рыночных отношений во многом меняются содержание, механизмы и критерии подготовки студентов к трудовой деятельности. В связи с этим к числу определяющих аспектов социальной интеграции студенчества можно отнести вопросы формирования высокой профессиональной компетентности, самостоятельности, творческой инициативы, предприимчивости. От эффективного использования знаний молодых людей, роста их профессионализма в немалой степени зависит развитие производительных сил, что является одним из важных условий выхода из кризиса российского общества;

во-вторых, под воздействием процессов демократизации всех сторон общественной жизни, в условиях идеологического плюрализма меняются политические, мировоззренческие и нравственные ценностные ориентиры молодежи. Однако этот процесс идет противоречиво и неравномерно в различных социальных группах, что создает необходимость и актуальность научного изучения этих процессов в рамках процесса социализации;

в-третьих, кардинальные преобразования в социальной системе значительно изменили роль и функции системы образования как института социализации студенчества. Данное обстоятельство с объективной необходимостью выдвигает проблему — исследовать влияние современных образовательных учреждений на формирование личности молодых людей, их становление как субъектов общественной жизнедеятельности.

Сегодняшнее время требует развития у студентов таких качеств, которые могли бы обеспечить успешное включение в новую систему социокультурного воспроизводства. Формируется тип личности, в большей мере, чем старшее поколение, ориентированный на проводимые в стране реформы. В связи с этим, представляется целесообразным в качестве исходного основания определения целей социальной интеграции рассматривать формирование целостной личности специалиста, способной к творческой самореализации. Социокультурная ситуация в стране предоставляет новые широкие возможности для действительного самоопределения студентов СПО, реализации их потенциала, открывает простор для их развития и деятельности. Кроме того, средним профессиональным заведениям как агентам социализации в своей деятельности по формированию личности будущего специалиста необходимо учитывать, что их студенты являются специфической социальной и возрастной группой.

Современный студент колледжа, стремящийся к самореализации, самоутверждению, установлению социальных связей, ведет поиски в чрезвычайно динамичной, изменчивой среде. Ему приходится выбирать среди меняющихся ценностей и целей, причем различные институты и агенты социализации рекламируют, весьма разнообразные и отличные друг от друга, ориентиры и идеалы. Поэтому поиски молодым человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса в современном российском обществе осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

Процесс социальной интеграции студентов во многом определяется их социальным поведением в рамках жизненного и профессионального самоопределения в таких социальных сферах как учеба, общение, досуг при явном преобладании последней. При этом досуг студентов в основном носит потребительский, развлекательный характер, что позволяет говорить о преобладании жизненного самоопределения над профессиональным. В частности, обучение в среднем профессиональном учебном заведении для большинства студентов продолжает восприниматься как важная и необходимая деятельность для получения соответствующей специальности. Социальная интеграция студентов средних профессиональных заведений также предполагает вхождение в определенные структуры социокультурного воспроизводства. Сегодня процессу полного включения студента в систему социокультурного воспроизводства мешают как субъективные, так и объективные факторы. Прежде всего, этому процессу препятствует рефлексивная направленность процесса самоидентификации. Свою социальную общность современные студенты видят, в основном, как общность поколенческую. Студенты СПО также не в достаточно полном объеме вовлечены в политическую, экономическую и культурную деятельность.

В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.

Таким образом, особенности социальной интеграции студентов средних профессиональных заведений выражаются в следующем:

1. Среднее профессиональное образование, как и система образования в целом, вступила на современном этапе в стадию фундаментальных изменений, связанных с переориентацией на качественно новые условия профессиональной деятельности своих выпускников. Это ведет к тому, что в процессе социальной интеграции студентов существенное место занимает профессиональная социализация.

2. Студенты СПО представляют собой социально-незащищенную часть студенчества, вынужденную адаптироваться к существующим, далеко не благоприятным общественным отношениям.

3. В целом, процесс социальной интеграции студентов СПО может быть охарактеризован как переходный процесс от стадии личностной индивидуализации к стадии социальной интеграции в системы социокультурного воспроизводства. Но интеграция студентов СПО в систему социокультурного воспроизводства затруднена в связи с наличием как запаздывающей, так и ускоренной социализации.

Однако, в образовательном процессе среднего профессионального образования существует ряд особенностей, которые негативно влияют на процесс профессиональной подготовки и профессиональной адаптации студентов:

К ним относятся: недостаточная компетентность в сфере требований к современному специалисту; неспособность молодых людей к принятию решений; неадекватная самооценка; неуверенность в собственных силах; высокий уровень противоречия между целеполаганием и средствами достижения целей; неспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда. К сожалению, контингент средних профессиональных образовательных учреждений составляют, студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий уровень обученности и обучаемости, проявляющие зачастую асоциальное поведение, что усложняет образовательный процесс в учебном заведении и требует квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт и высшее образование, умеющих грамотно изложить материал, понимающих сущность профессии, владеющих современными технологиями и способных, с учетом сложного возрастного восприятия обучающегося, воспитать специалиста, в соответствии с требованиями ФГОС, востребованного на рынке труда. [1]

Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе подготовки специалистов среднего звена.

Список литературы

  1. Ермакова С.Г. Проблема адаптации к профессии студентов в новой России. // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. № 2, 2013.
  2. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 2008.
  3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социс, 2000. № 3.
  4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. //Социс, 2003. № 1.
  5. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе (Опыт социолого-исторического анализа).- Дисс. докт. соц. наук, СПб., 2001.
  6. Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям.- М.,1928.
  7. Сорокин П.А. Система социологии. — М.: Наука, 2003. — Том 2.