Евразийский
научный
журнал

Содержание, формы методы педагогического менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иващенко Евгений Анатольевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2018»  (сентябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 595
Показать PDF версию Содержание, формы методы педагогического менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе

Иващенко Евгений Анатольевич
учитель физической культуры высшей категории
МБОУ "СШ №11", Республика Адыгея, город Майкоп

Организационная структура менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе — это совокупность взаимосвязанных звеньев педагогической системы образования в области физической культуры, которая характеризует всю совокупность государственных органов, общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание.

Управленческие решения образовательного процесса по физической культуре в школе принимаются в различных формах. Это программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительных занятий, целевые программы, планы, социальные и педагогические нормативы.

Предмет «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе — это не только целесообразная двигательная деятельность учащихся, совокупность специальных средств и методов направленного интеллектуального развития, физического воспитания учеников, а также ещё множество таких организаций физкультурно-спортивной направленности, как спортивные школы, клубы, команды, секции по различным видам спорта, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и т.д.

Целью педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе является повышение роли физического воспитания в формировании здорового образ жизни, улучшении физической подготовленности и физического развития учащихся, подготовка спортивного резерва страны.

Основными направлениями деятельности являются:

— создание организационно- управленческих, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей, в том числе и инвалидов, в регулярные занятия физической культурой;

— обеспечение межведомственного многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого является физическая культура;

— создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско- образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой учащихся средней школы, и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Сложность феномена педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы определяет различные подходы к выявлению его сущности, компонентного состава. Наиболее «плодотворными» подходами являются подходы, связывающие педагогический менеджмент:

— с деятельностью, направленной на физическое совершенствование (В, И, Лебедев);

— совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;

— системой потребностей, деятельности, отношений;

— формами организации физической культуры, физическим воспитанием, физической рекреации и спортом;

— сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.

Взяв за основу понимание природной и социальной детерминации личности ( В.П. Беспалько, Б. Г. Лихачёв, С.В. Леонтьев) и исследовав, имеющиеся представления о педагогическом менеджменте качества физического воспитания ( Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, Г.М. Соловьев), объектами педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы являются:

1. Процесс формирования знаний в области:

— влияния физических упражнений на основные системы организма;

— проведения и организации самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием;

— самостоятельных занятий физическими упражнениями;

— организации режима труда и отдыха.

2. Процесс формирования умений и навыков:

— в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой, домашних заданий по физической культуре, утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки в течение учебного дня, самостоятельных тренировочных занятий;

— организации и проведении физкультурных мероприятий досугового и развлекательного характера, подвижных игр, народных игр.

3. Процесс формирования мотивационно-ценностных ориентаций:

— потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;

— отношение к себе как ценности.

Компонентами управления педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы является культура межличностного общения, которая включает систему знаний, норм ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, которые реализуются индивидуумом в различных видах общения:

— умение правильно воспринимать окружающих людей;

— умение применять адекватный стиль и тон общения;

— потребность глубоком эмоциональном и содержательном общении;

Наличие социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умение слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам других людей;

— образность и правильность речи;

— умение устанавливать контакты в конкретных ситуациях, выбирать адекватные способы сотрудничества.

Анализируя результаты опубликованных исследований в области педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе, можно выделить основные формы физического воспитания, используемые как организационные объекты менеджмента:

1. Гимнастика до учебных занятий:

Задачи: оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности.

2. Урок:

Задачи:

а) создать условия для физического совершенствования, повышать уровень двигательной подготовленности;

б) формировать знания и навыки организации и проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями;

в) формировать знания, умения и навыки в проведении восстановительных мероприятий.

3. Физкультурная пауза:

Задачи:

а) ослаблять неблагоприятное воздействие факторов малоподвижной и психически напряжённой учебной деятельности учащихся средней школы;

б) формировать навыки снятия стрессовых состояний.

4. Физкультурно-спортивные мероприятия после учебных занятий. Могут иметь форму организации: спортивные соревнования, подвижные игры:

Задачи:

а) пропагандировать активные формы отдыха, в том числе и семейного;

б) привлекать учащихся средней школы и их родителей к регулярным занятиям спортом;

в) воспитывать потребность в активной форме отдыха;

г) формировать знания, умения и навыки в организации и проведении игровой деятельности в помещении и на открытых игровых площадках.

В основу современной системы менеджмента качества физического воспитания заложены теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые технологии физического воспитания педагогические. «Физкультурное воспитание» — это педагогический процесс формирования физической культуры личности, показателями которого являются:

— забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния и умения эффективно применять многообразие средств физического воспитания для этой цели;

— развитие системы знаний об организме, физическом состоянии, о средствах воздействия на него;

— развитие мотивации на заботу о своём физическом состоянии, готовности оказать посильную помощь других в физическом совершенствовании.

Современная стратегия образования определяет физическое воспитание, как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы организации педагогического менеджмента качества физического воспитания, позволяет констатировать многообразие неоднозначных подходов в определении сущности и компонентного состава педагогического менеджмента качества физического воспитания. Ю.К. Бабанский, Б.Г. Лихачёв и другие ученые отмечают, что признание ведущей роли образования в развитии общества и личности изменило взгляды на понятие «образование», которое ранее отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в специальной системе, создаваемой для определенных целей.

В результате анализа литературных источников по проблеме качества образования нами выделяются следующие принципы функционирования модели организации педагогического менеджмента качества физического воспитания в условиях общеобразовательной школы:

— принцип актуальности- определение целей и построение содержания программы с учетом повышения качества образования в области физической культуры;

— принцип системности и комплексности — целостность понимания образования во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонента, а также освоение системы и методов его повышения;

— принцип научности и доступности — усвоение учащимися определенного объема знаний и умений, основанных на многовековом опыте человечества, соответствующего уровню образовательных возможностей человека;

— принцип практической направленности и обработанности умений и навыков, лежащих в основе организации педагогического менеджмента качества образования в области физической культуры;

— принцип интегративности — учет многокомпонентности понятия «образование», т.е. образование осуществляется с позиции системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания, развития;

— принцип соответствия — оптимальное сочетание элементов социальной инфраструктуры ( материально-технические, социально- организационные, культурно-бытовые факторы жизнедеятельности учащихся) и педагогические системы образования учащихся;

— принцип региональности- учитывает региональные природно-климатические, социальные, этнические, демографические особенности региона.

Одним из методов организации педагогического менеджмента качества физического воспитания является морально-психологическая подготовка. Критериями оценки качества морально-психологической подготовки являются: уровень сознательности и убежденности учащихся в необходимости и важности организации педагогического менеджмента качества физического воспитания, степень понимания задач, уверенность в эффективности применяемых средств и методов, эмоционально-волевая устойчивость.

Анализ литературных источников позволит нам осмыслить качество физического воспитания, как результат деятельности и эффективность системы управления им.

В результате чего была уточнена и расширена содержательная характеристика понятия «педагогический менеджмент качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы».

Таким образом, педагогический менеджмент качества физического воспитания представляет собой системно построенный процесс, направленный на реализацию организационных, психологических, методических, педагогических условий, обеспечивающий эффективное управление формированием знаний и интеллектуальных способностей в области физической культуры и достижение соответствующего возрасту физического совершенствования, то есть повышение уровня личностной физической культуры.