Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Ситуация поиска как приём формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках географии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Козлова Галина Александровна
Рубрика: Географические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2021»  (август, 2021)
Количество просмотров статьи: 627
Показать PDF версию Ситуация поиска как приём формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках географии

Козлова Галина Александровна
учитель географии
Россия, Белгородская область, посёлок Прохоровка
МБОУ "Прохоровская гимназия"
Прохоровского района Белгородской области
E-mail: k.galina-k@yandex.ru

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и обучающихся. Современные ученики должны научиться ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, вывод. Всё вышеперечисленное и есть те самые ключевые образовательные компетенции, формирование которых у обучающихся — цель современного этапа образования, обозначенная в Федеральной целевой программе развития образования, Законе об образовании, Федеральных государственных стандартах.

География сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Достижение результатов базируется на представлении о том, что только активное участие самого школьника в процессе обучения обеспечивает прочное усвоение знаний, развитие мышления, формирование умений.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивизационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, контролировать. В современных условиях изучение географии стало многовариативным, альтернативным. Сегодня традиционный подход в образовании оказывается недостаточным, обществу нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных знаний, а от неких дополнительных, жизненно необходимых качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «ключевые компетенции». Компетенции — это набор определённых знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта, уровня развития личности, т.е. круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.

Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

Приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться моделирующими приборами.

Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения.

Проблемное обучение, создание ситуации поиска — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления обучающихся. По утверждению психологов, интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, проблемные ситуации поиска на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

Основная идея использования приема проблемной ситуации поиска на уроках географии для формирования ключевых компетенций обучающихся заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются детям в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. В процессе решения проблемной ситуации обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются ключевые компетенции: творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, вырабатываются навыки умственных операций и действий.

Развитие ключевых компетенций обучающихся базируется на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой в широком смысле умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, а в узком смысле УУД — совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений. УУД делятся на личностные, предметные и метапредметные. Ключевые образовательные компетенции и есть результат формирования метапредметных УУД, т.е. тех, которые относятся к общему содержанию образования, применимы на любом уроке.

Создание на уроках географии проблемных ситуаций поиска помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предмету.