Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Системно - деятельностный подход в преподавании истории как условие для самореализации личности ученика и формирования его активной жизненной позиции

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванова Ирина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2330
Показать PDF версию Системно - деятельностный подход в преподавании истории как условие для самореализации личности ученика и формирования его активной жизненной позиции

Иванова Ирина Владимировна,
учитель истории
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области», п. Майский

В наше время все стремительно меняется. Использование компьютера и глобальной сети «Интернет» предполагает серьезные требования к образовательным технологиям. Главное для человека XXI века - грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужных знаний. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений и способствует деятельностный подход в преподавании.      

Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»(Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).

Ключевые задачи учителя в реализации данного подхода заключаются в том, чтобы показать ученику его возможности, приобщить к процессу активного поиска, чтобы он сам творил себя как личность. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Системно - деятельностный подход предполагает различные формы работы:

 Это и учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников; и решение нравственных проблем на базе исторического материала; и установление исторических параллелей; и обсуждение проблем в группах; и разыгрывание сценок (по материалам учебника); и знакомство с различными точками зрения на событие; и, конечно же, изучение дополнительной литературы. Вот некоторые элементы урока:

1)  Словарная разминка

Цель: - развитие памяти; - проверить степень уверенности в своих знаниях. 

Алгоритм проведения:

  1. Сообщается организационный регламент.

  2. Формируются подгруппы.

  3. Задаются вопросы (письменно, устно).

  4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносятся в таблицу ("Я”), проставляется степень уверенности в ответе.

  5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу ("Группа”), проставляется степень уверенности.

  6. Учителем сообщается правильный ответ, учащиеся записывают верный ответ в таблицу ("Эталон”).

  7. Учащиеся выставляют итоговый балл.

2) Сравнительно - исторический анализ или «Теоретический штурм»

Цель: сравнить основные социально-экономические уклады российской экономики, сделать вывод об особенностях социально- экономического развития России первой половины XIX в.

Задание «Экономическое дерево»

«Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», на другом - «сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом «стволе». На «дереве» выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:

  1. Применение сельскохозяйственных машин.

  2. Использование удобрений.

  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств. 

  4. Расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян).

  5. Барщина.

  6. Оброк.

  7. Отходничество.

  8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.

  9. Районная специализация.

  10. Посессионные мануфактуры.

  11. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

  12. Мануфактуры с применением наёмного труда.

  13. Появление российского пролетариата.

  14. Производство крестьянами продукции на рынок.

  15. Покупка богатыми крестьянами земли.

  16. Начало промышленного переворота.

На «стволе» промышленном расставьте цифры так, чтобы на «ветке», смотрящей вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящей вниз - «листочки» феодальные, так же и на «сельскохозяйственном стволе дерева»: расставьте цифры на «ветке» капиталистической (смотрящей вверх) и на феодальной (смотрящей вниз).

  • Мы можем сделать вывод, что Россия первой половины XIX в. была страной индустриальной или аграрной?

  • Как вы думаете, почему одни «ветки» дерева смотрят вверх, другие вниз?

  • Как вы считаете, почему «ветвь» аграрная толще «ветви» промышленной?

  • Сделайте вывод об особенностях социально- экономического развития России первой половины XIX в.

3) Проблемные задания

Проблемные задания требуют обращения к определённым формулировкам учебника с целью выявить причины или связи между событиями, а также вопросы, поставленные к дополнительным источникам. Ученики должны на основе знаний материала учебника и предложенного отрывка исторического документа сформулировать основания, по которым одна объяснительная гипотеза отвергается, а другая принимается.

Например:

«Первый русский военный корабль двухпалубный «Орёл» был построен в1669 г. недалеко от Коломны. Размеры: водоизмещение около 250 т, длина -около 25 м, ширина - около 6,3 м, осадка - 1,6 м, 22 пушки. Корабль обошёлся казне в 9021 рубль, 25 алтын и полденьги. Под командованием Д. Бутлера на «Орле» было 20 иностранцев и 35 нижегородских стрельцов. В том же году астраханский воевода приказал капитану Бутлеру разгромить врага. Но тот ночью вместе со своими помощниками - голландцами тайно покинул корабль и скрылся. Пушки с корабля сняли для крепости и он так и сгнил на отмели».

Вопросы и задания:

  1. Почему кораблю было дано такое имя?

  2. С каким врагом не решился сражаться Бутлер?

  3. Посчитайте, сколько стрельцов можно было нанять (16 рублей в год)
    вместо постройки корабля.

Главным и одновременно обязательным условием описываемой формы работы должна стать совместная радость творчества и взаимное удовлетворение (учителя и его учеников) от общения с прошлым, с историей.

Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать  в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству,  мы, учителя,  должны строить свою работу в сочетании с современными инновационными  технологиями, что даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.

Литература:

  1. В. В. Гукова, А. А. Кравченко.  История. Технологии современного урока. 5-11 классы.  Волгоград. 2009

  2. Т. Черкашина. История. Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград. 2012

  3. Дидактические материалы. 330 задач по истории России. Москва. Дрофа 2010