Евразийский
научный
журнал

Система управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации (на материалах г. Москвы)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Моисеева Алена Игоревна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4985
Показать PDF версию Система управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации (на материалах г. Москвы)

Моисеева Алена Игоревна
Магистрант ИГСУ РАНХиГС, г. Москва
e-mail: moiseevaale@gmail.ru
Научный руководитель: доцент, кандидат юридических наук Нагих С.И.
Директор центра сравнительного правоведения

Аннотация

В статье рассмотрены организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом на примере организации работы Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Так же рассмотрено создание экспериментальной площадки по организации спортивной подготовки. Приведена характеристика органов управления данной сферой, основных нормативных документов, регулирующие их деятельность.

Ключевые слова: физическая культура, управление, характеристика органов управления физической культурой и спортом, система управления, государственные органы управления, общественные органы управления, организационно-правовые особенности.

Спорт является социокультурным явлением современного общества. Оно оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизнедеятельности государств: политику и экономику, науку и технику, образование и культуру. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы управления в сфере физической культуры и спорта[2].

Еще в конце XIX в. были разработаны русским идеологом П.Ф. Лесгафтом научные основы системы физического воспитания, принцип единства физического и умственного развития человека. Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и нравственного, умственного, эстетического воспитания человека [4].

Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. За последние годы создана фундаментальная нормативно-правовая основа их развития [1].

По мере развития общества и возрастания социального воздействия спорта, расширяются функции, усложняется вся система спорта и деятельность спортивных организаций. В настоящее время одной из главных проблем является управление в сфере физической культуры и спорта. Процесс управления в данной сфере должен учитывать ряд специфических организационно-правовых особенностей [3]. Эти особенности отличают рассматриваемую сферу от других сфер народно-хозяйственного комплекса страны. Физическая культура как социально-экономическая система связана с другими отраслями народного хозяйства как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления, сферами образования, здравоохранения, культуры и т.д.).

Рассмотрение системы физкультурно-спортивной деятельности представляет интерес для управления в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, прежде всего, потому, что дает систематизированное представление о тех объектах управления, где осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, а также для более ясного видения общей характеристики органов управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации [1].

В 2011 году в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесены концептуальные изменения - введены понятия «спортивная подготовка» и «федеральные стандарты спортивной подготовки».

Извлечение из Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку [6].

В целях совершенствования системы подготовки спортивного резерва Министерством спорта Российской Федерации принято решение о создании в субъектах Российской Федерации федеральных экспериментальных площадок [8].

Город Москва, как субъект Российской Федерации и город федерального значения, выбран в качестве экспериментальной площадки по созданию на базе подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва организаций спортивной подготовки.

Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти города, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области физической культуры и спорта [7].

Основной задачей Москомспорта является создание необходимых условий в городе Москве, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, реализации прав граждан на физическое совершенствование и гармоничное развитие личности [9].

Спортивная подготовка осуществляется в подведомственных Москомспорту учреждениях, в число которых входят:

  1. центры спортивной подготовки;
  2. спортивные школы олимпийского резерва;
  3. спортивные школы;
  4. спортивные клубы;
  5. иные учреждения, осуществляющие спортивную подготовку в качестве основного вида деятельности.

К числу образовательных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, относятся профессиональные образовательные учреждения – колледжи и училища олимпийского резерва, а также общеобразовательные учреждения – центры спорта и образования. В учреждениях Москомспорта, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, все классы являются спортивными. Спортивные школы олимпийского резерва (спортивные школы) осуществляют деятельность в качестве самостоятельных юридических лиц, а также в качестве структурных подразделений центров спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, центров спорта и образования, спортивных клубов, иных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основного вида деятельности. Основной целью деятельности указанных учреждений (структурных подразделений) является подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и Российской Федерации.

Данный эксперимент имел широкое общественное обсуждение и был одобрен московской спортивной общественностью.

Подготовка и последующая реализация эксперимента осуществлялись по следующим основным направлениям:

  1. Организационная работа, включающая:
    • проведение совещаний с коллективами подведомственных Москомспорту учреждений по вопросам проведения эксперимента;
    • повышение квалификации и тестирование руководителей учреждений;
    • обеспечение соблюдения требований трудового законодательства в связи с переходом учреждений на реализацию федеральных стандартов спортивной подготовки.
  2. Нормативно-правовое обеспечение, включающее:
    • внесение изменений в Закон «О физической культуре и спорте в городе Москве»;
    • принятие правовых актов города Москвы;
    • разработку, утверждение и регистрацию уставов учреждений нового вида.
  3. Бюджетное планирование, включающее:
    • утверждение новых отраслевого и ведомственного перечней услуг и работ, выполняемых учреждениями в качестве основных видов деятельности;
    • формирование и утверждение государственных заданий с учетом перехода на спортивную подготовку.
  4. Хозяйственная деятельность, включающая:
    • переоформление права оперативного управления объектами нежилого фонда;
    • перезаключение договоров с обслуживающими организациями.
  5. Методическое обеспечение, включающее:
    • разработку и рассылку справочно-информационных материалов;
    • утверждение методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в городе Москве;
    • утверждение примерных программ спортивной подготовки по видам спорта [5].


















Литература

  1. Бескровная, В. А. Нормативно-правовые и экономические основы функционирования физической культуры и спорта в РФ / В.А. Бескровная // Законодательство и политика. 2007. - 54 с.
  2. Братановский, С.Н. Организационно-правовое регулирование управления в сфере физической культуры и спорта / С. Н. Братановский, Е. Н. Сидоров. — Саратов, Из-во Саратовского университета, 1999. – 115 с.
  3. Золотов, М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России / М. И. Золотов // Теория и практика физической культуры. 2003. - №5. – 15 с.
  4. Лесгафт П.Ф. Очерки жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950. –10 с.
  5. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в городе Москве и иным вопросам деятельности подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы учреждений спортивной направленности. // М.: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2014.
  6. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 14.10.2015
  7. Закон г. Москвы от 15.07.2009 N 27 (ред. от 26.12.2012) "О физической культуре и спорте в городе Москве" // Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 14.10.2015
  8. Приказ Минспорта России от 27.08.2013 N 674 "Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва" // Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 14.10.2015
  9. Постановление Правительства Москвы от 02 августа 2011 № 344-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте физической культуры и спорта города Москвы» // Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 01.10.2015