Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Система работы с одарёнными детьми

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Супрун Людмила Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2524
Показать PDF версию Система работы с одарёнными детьми
Супрун Людмила Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 45 ст. Северской МО Северский район Краснодарского края   Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Реализуемая мной как учителем система работы с одаренными детьми строится на основе школьной программы «Наша надежда», разработанной группой творческих учителей школы под руководством заместителя директора по НМР Гунько Н. В. Концептуальной идеей нашей работы с одаренными детьми является создание единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

В начале обучения с целью выявления одарённых и способных детей проводится родительское собрание, где используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов школьников. В комплект для исследования входят тесты для оценки творческого мышления, а также методики выявления уровня психосоциального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка.

Затем организуется работа по созданию условий для оптимального развития одаренных детей. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, где каждый ученик может реализовать свои познавательные, творческие, физические потребности. С первого класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализуется авторская программа кружка «Занимательная математика». Она включает комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленных на развитие познавательных процессов. Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Программа работы спортивного клуба «Олимп» помогает выявить и поддержать детей, одарённых в спорте. Совершенствуются способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу. Уже в первом классе вовлекаю детей в разработку, выполнение, презентацию проектов. Сегодня проектная деятельность учащихся – неотъемлемый атрибут школьной жизни. Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбомы, создают коллажи, презентации, занимаются поиском информации в Интернете. Из таких краткосрочных проектов возникают серьёзные индивидуальные проекты, которые в последствии становятся участниками различных конференций. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Дети активно участвуют в интернет-проектах «Видеоуроки», «Инфоурок», «Рыжий кот», «Мега-талант», в проекте для одарённых детей «Алые паруса».

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с новыми технологиями и методиками обучения позволили расширить охват одарённых детей новыми направлениями внеурочной деятельности. С 2011 года наша школа является базовой по организации дистанционного обучения, каждый класс имеет доступ в ИНТЕРНЕТ. При работе с детьми широко используются разнообразные ЭОР, индивидуальное консультирование через систему Skype, электронную почту.  Мои ученики после перехода в среднее звено успешно проходят обучение на краевых заочных курсах «Юниор» на базе ЦДОДД по кубановедению, математике, русскому языку.

Для одарённых детей потребность в признании и в осознании собственной ценности очень высока. Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью используется технология «Портфолио». С первого класса каждым ребенком заводится папка «Копилка достижений». В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Это помогает детям оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.

В результате работы у учащихся сформированы прочные знания по предметам, навыки самостоятельного приобретения знаний.  В классах 100 %  обученность, высокий процент качества знаний учащихся. Дети принимают активное участие в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах. Копилка класса богата победами в творческих конкурсах, есть неоднократные российские победители Международного игрового конкурса «Золотое Руно» (Кулишев Александр, Букач Константин), региональные победители игровых конкурсов ЧИП, «Русский медвежонок», КИТ, победители муниципальных олимпиад по кубановедению и Основам православной культуры, победители и призёры муниципального этапа «Эврика. ЮНИОР» и Малой сельскохозяйственной академии. Чикалин Алексей - призёр Всероссийской научно-практической конференции «Мир в наших руках», Егорова Анастасия - лауреат Всероссийского конкурса «Юный исследователь». Ученики имеют высокие достижения в спорте. Это призёры района по борьбе, футболу, лёгкой атлетике, спортивному туризму, акробатике, карате.  Мнацаканян Арсен – призёр международных соревнований, победитель ЮФО Кубка России по шахматам, неоднократный чемпион края и района.

Цель школы – дать всем учащимся необходимую специальную поддержку с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.  В классах создана позитивная атмосфера на достижение успехов каждым ребёнком, создаётся ежедневная ситуация успеха, отмечается каждое достижение. Это помогает ребенку чувствовать себя уверенным и сильным.

Считаю очень важным в работе с одарёнными детьми организацию тесного сотрудничества с родителями. С этой целью провожу родительское консультирование, индивидуальное сопровождение весь период обучения. В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Много информации для родителей я помещаю на своем персональном сайте. Здесь можно увидеть, как научные статьи, рекомендации, советы для родителей, так и работы детей.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.

 

Список литературы

1. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.

2. Гончарова Е. М. Развитие творческой одарённости младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 8. - С.11-13.

3. Дворжецка Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.

4. Джиджавадзе, Л. А. Программы работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.87-107.

5. Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.