Евразийский
научный
журнал

Система «мастер-ученик» в обучении ремесленному делу

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Авлиякулов Музафар Мухамедович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2017»  (май, 2017)
Количество просмотров статьи: 845
Показать PDF версию Система «мастер-ученик» в обучении ремесленному делу

Авлиякулов Музафар Мухамедович
старший преподаватель
Бухарский государственный университет (Узбекистан)
E-mail: gulshod.ostonova.82@mail.ru

Статья посвящена одной из наиболее распространенных и древних форм обучения, принятому в народной педагогике — системе устоз-шогирд. Автор раскрывает богатую историю форм и методов обучения и воспитания в средние века различных видов ремесел, освещает принятые в среде ремесленников правила обучения и воспитания.

Всестороннее научное изучение культуры, национальных традиций, историю и науку, заселявших народов территорию Республики Узбекистан крайне не обходимо. Большое внимание уделяется в образование и воспитание молодежи, опирающееся на национальную культуру, традиции, богатое наследство наших предков, знаменитые на весь мир культурное наследие.

Научное исследование ученых показывает, что системное обучение «Мастер-ученик» в обучении молодежи ремеслу имеет богатый опыт. Однако в последнее время богатое наследие и опыт наших предков не используется в полной мере. Одним из причин того является неполное или частичное знание системы «Мастер- ученик».

Учебников и источников изучающее богатое наследие и опыт наших предков недостаточно. Кроме того сейчас обучающиеся ремеслу ученики, будь в высших учебных заведениях, профессиональных колледжах или лицеях, средних школах или мастерских, частном порядке обучающихся ремеслу не обучаются восточным манерам и правилам поведения, что негативно отражается на знание и поведение, в целом на формирование духовности подрастающего поколения.

Поэтому мы должны использовать оставленное предками богатое духовное наследство: в частности разработанная модель правил отношений Мастера и ученика даёт ученику следующие личные и профессиональные качества; усиливает уважение к богатому наследию предков, уважение к старшему поколению, товарищам, формирует общечеловеческие ценности в целом. Способствует полному изучению основам ремесла, тонкостям изучаемого им дела.

Как известно, все виды искусства оказывают воздействия на духовное, психологическое состояние своей аудитории. Нужно отметить то, что народно прикладное искусство своеобразно воздействует на человека и ни чем другим его нельзя заменить, то есть этот вид искусство воздействует как эстетически так и духовно, поэтому так широко распространен и используется среди народа.

Практические занятия системы «Мастер и ученик» включает следующие задачи:

-повышает культурно- эстетический уровень ученика:

-повышению интереса к народному прикладному искусству, изучению истории декоративно- прикладного искусства:

-ознакомлению жизни и творчества крупных представителей вида искусства и народных умельцев:

-обучения учеников основам прикладного ремесла, видам элементов, окрашиванию, устройства видов:

-обучению учеников работы с различным сырьём и производства готовой продукции:

-формирует способность творческого подхода к изучаемому делу, даёт глубокие знания:

— подготавливает ученика как мастера своего дела, профессионального мастера прикладного искусства и ремесла.

Ежедневная программа практических занятий знакомит ученика эстетическому, постоянному процессу труда.

Достижением практических занятий состоят из:

— планированию бесед на тему народного творчества и истории народного ремесленничества:

-знакомит процессом работы, методами, инструментами и используемым сырьём:

-знакомит тематическими композициями и видами предметов, а также нанесением узоров, производством продукции:

-на практике производить самостоятельно практические работы на объектах и на продукции.

В последнее время можно услышать жалобы родителей о плохом воспитании своих детей. Этому причина является не организованность свободного времени детей. Поэтому во избежании от пагубного и плохого влияния улицы с его негативных сторон необходимо привлечение в школах и внеурочное время к различным кружкам направленные к изучению ремеслу, с привлечением народных умельцев, мастеров своего дела, следуя принципам «Эти сизники, суяги бизники», что означает «делай что хочешь, но сделай из него человека».

У каждого мастера есть ученик. Если нет у мастера ученика — то его сравнивают с бесплодным деревом. Потому что каждый мастер передает свое ремесло хотя бы своему чаду или родственнику, так сохраняя семейные традиции передачи ремесла из поколения в поколение.

Насколько мастер не был бы великим, если не передает свои знания и умения ученику, то его великие творения исчезнут сразу после него. В древности ремесло передавалась индивидуально одному ученику. Например:

-быть единственным учеником мастера:

-цеховой ученик, когда в сообществе ремесленников, объединенных в единое сообщество обучение ремеслу производится индивидуально, одному ученику.

Среди молодежи если какой-нибудь мастер сделает хорошее дело то сразу называют своим наставником, на самом деле же может ли называться каждый мастер наставником? Достоин ли он называться «Мастером» или «Наставник»? В чем заключается задачи наставника? На все эти вопросы трудно найти ответ.

Для наших предков существовал закон отношений Мастера и Ученика основанные на национальные традиции, национального менталитета, национальных обрядов, религиозных традициях и молитвах.

Среди мастеров национального ремесленничества существует некий принцип личного и профессионального качества. Согласно этим принципам давалось объективная оценка личных и профессиональных качеств мастера.

Издревле существовал кодекс личных качеств мастера, согласно которому мастер должен быть щедрым, дружелюбным, добрым, терпеливым, доброжелательным, общительным, вежливым в общении с учениками, справедливым в распределении труда и многое другое.

Ризоуддин Ибн Фахриддин завещал мастерам: «Следите за каждым движением своих учеников, будьте с ними вежливыми, терпеливыми, привить в них любовь к труду, своему делу, воспитайте в них чувства равноправия и справедливости, наставляйте на истинный путь, будьте примером во всем».

Иногда ученики допускают какие-то шалости, недочеты в работе, могут высказать не обдумав о последствиях. В таких случаях задача мастера простить его и указать пути исправления, наставить на истинный путь, в этом и проявляется великодушие истинного мастера «наставника».

В профессиональные качества мастера входят знание своего дела, интерес к своему ремеслу, добросовестное отношение к делу, бесконечный поиск и внедрение новых технологий и способов производства, беспрестанной передачи своих умений и навыков ученикам. Хороший мастер должен обучить умного ученика который превзощел или был бы хорошим мастером, его в умении и мастерстве. Каждый мастер должен оставить после себя хотя бы одного ученика, иначе его дело бесследно исчезнет.

В заключении можно сказать , что у восточных народов на протяжении веков нравственность, вековые мечты на хорошую жизнь широко отражались в народном промысле, народном ремесленничестве, Её своеобразная особенность имеет нравственную, идеологическую, культурную основу, отраженная в народном ремесленничестве, в отношениях между поколениями, заложенные в принципах отношений «Мастера и Ученика» построенное на любви к своему делу, взаимоуважения, направленное на воспитание подрастающего поколения в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Хадисы о правилах поведения-Т.«Фан» 1990г.
  2. С.С.Булатов " Личные и профессиональные качества мастера«-Т. Журнал народного образования № 1, стр 64-67, 1998г.
  3. Юсуф Хос Хожиб. «Кутадгу билиг»-Т. "Юлдузча«1990г.
  4. Т.Курбонов «Одобнома» — Т. «укитувчи» 1991г.
  5. С.С.Гуломов, В.М. Каримов " Устозларга эслатма" (Напоминания наставникам) -Т. " Молия" 2000г.