Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Система контроля и оценки учебных достижений студентов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яковлева Светлана Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3710
Показать PDF версию Система контроля и оценки учебных достижений студентов

Яковлева Светлана Александровна
преподаватель педагогики и психологии ОГА ПОУ
«Боровичский педагогический колледж» Новгородской области
E-mail: ulamia@yandex.ru

В системе профессионального образования педагогического колледжа предметы психолого-педагогического цикла занимают ведущее место. Какие - то из них являются самостоятельной учебной дисциплиной (педагогика, психология), а какие - то междисциплинарными курсами, которые являются связующим звеном профессионального модуля (например, МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования). Стандарт нового поколения  требует более объективной оценки учебных достижений, приобретенных студентами в ходе изучения курса. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля за достижениями этих результатов – одна из ключевых в образовательном процессе. Организация оценки учебных достижений по курсу выражена в определенной системе контроля за результатами обучения. Разработанный комплект контрольно-оценочных средств и образовательный маршрут к нему, отражает как систему работы преподавателя, так и студентов. Система контроля разработана и апробирована в течение двух лет. В систему входит текущий, рубежный и промежуточный контроль, который направлен не только на совершенствование умений и практического опыта, но и на формирование общих и профессиональных компетенций. Исходя из этого используются различные его формы. В основе лежит подготовка к устному экзамену и последующему освоению частных методик.  В ходе текущего контроля используются устные и письменные формы, такие как: семинар, пресс-конференция, понятийный диктант, тестовая работа, практическая и лабораторная работа.

Устные формы контроля позволяют оценить знания и кругозор  студента, выявить их объем и уровень усвоения, умение логически построить ответ. Владение монологической речью и коммуникативными умениями способствуют формированию общих компетенций, пути и способы выработки которых невозможны без интерактивных методов обучения. Поэтому для решения вышеперечисленных задач на этапе текущего контроля предусмотрено проведение проблемного семинара и пресс-конференции.

Письменные формы контроля, используемые на этапе текущего контроля, дают возможность экономии времени на учебном занятии, позволяют поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки, избежать субъективности при оценке подготовки студентов. С этой целью в образовательный маршрут студента включены понятийный диктант, тест, выполнение проекта.

Оценка самостоятельной деятельности студентов осуществляется через формы контроля, которые одновременно являются способом реализации устного и письменного видов контроля – это практическая и лабораторная работа.

Объект оценки на этапе текущего контроля определяется преподавателем и/или студентами в коллективной работе и зависит от уровня подготовки, этапа обучения студентов, объема, содержания проверяемого материала и планируемого результата обучения.

Для проведения рубежной аттестации предусмотрена комплексная контрольная работа, состоящая из заданий двух видов: теста, проверяющего знания по изученным темам и задания профессиональной направленности, формирующего общие компетенции, такие как: понимание  сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; организации собственной деятельности, определения методов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; осуществления поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Формой проведения промежуточной аттестации является экзамен, который предполагает выполнение компетентностно - ориентированного задания с представлением его в форме устного ответа. 

Таким образом, основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении успехов обучающихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний и умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта цель, во-первых, связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и практическим опытом, предусмотренными программой учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса. Во-вторых, с обучением студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в них. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у студентов  таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающих, используются три типа оценки учебных достижений.

Внешняя (осуществляется преподавателем над деятельностью студента). В соответствии с формами обучения применяю три формы внешнего контроля: индивидуальный (каждый студент получает свое задание, которое выполняет без посторонней помощи), групповой (группам постоянного или сменного состава  дается задание) и фронтальный (задание дается всей учебной группе).

Взаимная (осуществляется студентом над деятельностью одногруппника). Она содействует выработке таких качеств личности, как честность, справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществлять проверку знаний обучающихся. Здесь использую взаимную проверку организационной готовности к учебному занятию (взаимоконтроль выполнения домашнего задания), рецензирование ответов на уроке,  рецензирование письменных работ).

Самоконтроль (осуществляется студентом над собственной деятельностью). При оценивании деятельности обучающихся важную роль играет формирование адекватной самооценки, для развития которой необходимо создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. Трудно удержать интерес обучаемых к изучаемой дисциплине, если преследуется единственная цель: научить студентов выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов, стараюсь учить осознанному, творческому их применению. В своей деятельности использую следующие приемы:

  • дай свой вариант определения понятия;

  • найди оригинальный способ решения задачи;

  • найди самостоятельно ошибку в своем решении

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, т.е. в умении студента оценивать свою работу с двух точек зрения: «верно ли я выполнил?», «все ли я выполнил?», самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Таким образом, такая система контроля позволяет проследить учебные достижения студентов и сформировать общие и профессиональные компетенции.